Формальная организация стихотворений
Страница 4
О литературе » Творчество Иннокентия Анненского » Формальная организация стихотворений

… Морошка, ягода морошка! …

… Хороши гребэнки! … и тому подобное.

Разговор заканчивается эмоциональным взрывом:

…Но вылилась и злоба…

Расселись по углам и плачут оба…

Сама форма стихотворения расшатана. Это ямб, в основном шестистопный, перебиваемый пяти - и четырехстопными строками:

“Ты думаешь - не он… А если он? _ _́ / _ _ / _ _́ / _ _́ / _ _́

Все вяжет, боже мой… Посудим хоть немножко…" _ _́ / _ _́ / _ _́ / _ _́ / _ _́ / _ _́ / _

… Морошка, ягода морошка! … _ _́ / _ _́ / _ _ / _ _ ́/ _

“Колокольчики”, не являются стихотворением из “Кипарисового ларца", но яркое своеобразие произведения требует обратить на них внимание. Это “Песня с декорацией”. Есть авторская ремарка: “Глухая дорога. Колокольчик в зимнюю ночь рассказывает путнику свадебную историю", все стихотворение строится на звукоподражании, но это несет в себе сюжетность, так как показан монолог от лица колокольчиков. Все авторские неологизмы (“болмоталы", “дид", “волили" и др.), чаще всего, логичны и тесно вливаются в общий ход стихотворения. Звукоподражание, здесь, является приемом организации повествования, а не замыкается в себе самом, как это часто случается у ранних футуристов:

Динь-динь-динь,

Дини-дини…

Дидо Ладо, Дидо Ладо,

Лиду диду ладили,

Дида Лиде ладили,

Ладили, не сладили,

Диду надосадили …

Эти четыре стихотворения, а именно “Шарики детские”, “Прерывистые строки”, “Нервы” и “Колокольчики" отличаются резким контрастом, по сравнению с остальным лирическим творчеством И.Ф. Анненского. Они явно отражают тенденции в поэзии ХХ века, но, все же, не выпадают из основного творчества поэта, наоборот, вливаясь в него составляют яркий лирический многогранник.

Такое новаторство Анненского не случайно. Это связано с тематикой и основным настроем стихотворений.

Даже интонация стихотворений несколько отличается от традиции стихосложения. А. Кушнер замечает об интонационной организации стиха: “Меньше всего стихи Анненского похожи на гладкую, последовательную поэтическую речь… Нервность и неровность. Отсутствие спокойного интонационного течения. Стиховая ткань находится в непрестанном колебании, она всегда взволнованна, полощется, змеится, переливается, вспухает и опадает. Не только предшественники Анненского, но даже и те, кто “брал" у него “уроки” и воспроизводил это волнение в своих стихах, эти перебои и паузы, все-таки необычайно спокойны и равномерны в сравнении с ним… У стихов Анненского учащается пульс. И мучительное сцепление вещей с внутренней жизнью человека проявляется, прежде всего, в этой интонационной прерывистости стиха" / цитируется по: II, 21, стр.168-169/

Таким образом, форма стихотворений Анненского отличается, в первую очередь, новаторством в звуковой (“Колокольчики”), метрической (“Перебой ритма", “Прерывистые строки”), интонационной организацией стиха. Используя, в большинстве своем, традиционные размеры и строфику, вносит вариации и отступления (форма сонета, “простого рондо”) в эти жанры лирики.

Страницы: 1 2 3 4 


Похожие материалы:

Реалистическое изображение человека.
Самым значительным литературным произведением последней четверти XVII в. является книга Лабрюйера «Характеры и нравы этого века» Жан де Лабрюйер (1645—1696) происходил из семьи небогатых горожан, может быть и имевшей в прошлом дво­рянск ...

Анна Петровна Зонтаг (1786-1864)
В живописной долине Оки недалеко от города Белева нынешней Тульской области раскинулось село Мишенское, известное всем почитателям русской культуры как Родина В.А. Жуковского. Здесь 15 июля 1786 г. родилась будущая писательница Анна Петро ...

Миф древний и миф поэтический.
В деле освоения нашего литературного наследства, являющегося частью общекультурного, древней русской литературе принадлежит значительное место, определяемое, прежде всего тем, что она была значительным этапом в развитии русской литературы ...