Как видно, замысел сборника воплощен не полностью. Он вышел после смерти Анненского и дорабатывался его сыном, В. Кривичем, что, возможно, внесло некоторую смешанность и невыстроенность в систему. Но, несмотря на все вышеуказанное, “Кипарисовый ларец" является достижением зрелого поэта, имеющего свою систему образов и, конечно же, своеобразие метрики стихотворений и приемов. Форма организации стихотворного текста не сильно отличается в своих основных проявлениях. Это традиционные двусложные и трехсложные размеры - все они являются привычными для Анненского. Стихотворения, в целом, отвечают основным размерам силлабо-тонической системе стихосложения. Это такие произведения, как “Свечку внесли", “Смычок и струны", “Одуванчики”, “Вербная неделя”, “Октябрьский миф”, “Дальние руки” и другие. В подтверждение этой точки зрения А.В. Федоров пишет: “Для Анненского характерно прежде всего то, что он с великим совершенством владеет традиционными (каноническими) формами силлабо-тонического стиха - такими, как ямб и хорей, наиболее у него частыми, как размеры трехсложные - дактиль, амфибрахий, анапест, образующими все вместе его основной метрический репертуар" /II, 21, стр.161/ Теперь, целесообразно обратиться к собственно особенностям метрической характеристики этого сборника. Отступлений от традиций стихосложения немного, но они заметны на фоне остальных лирических произведений. В первую очередь, следует выделить дольник. Это всего два стихотворения: “Стальная цикада” и “Träumerei” (соответственно в “Трилистнике обреченности” и “Трилистнике лунном”). Сливались ли это тени,_ _́ _ / _ _ _ / _́ _ Только тени в лунной ночи мая? _́ _ / _́ _ / _́ _ / _́ _ / _́ _ Это блики или цветы сирени_ _ / _́ _ / _ _ / _ _́ _ / _́ _ Там белели, на колени_ _ / _́ _ / _ _ / _́ _ Ниспадая? _ _ / _́ _ (“Träumerei”) /I, 2, стр.81/ Остальные отклонения от канонических форм организации лирического произведения так же единичны. Это, в основном, смены ритма: В желтый сумрак мертвого апреля, _́ _ / _́ _ / _́ _ / _ _ / _́ _ Попрощавшись с звездною пустыней, _ _ / _́ _ / _́ _ / _ _ / _́ _ Уплывала Вербная неделя _ _ / _́ _ / _́ _ / _ _ / _́ _ На последней, на погиблой снежной льдине; _ _ / _́ _ / _ _ / _́ _ / _́ _ / _́ _ Уплывала в дымах благовонных, _ _ / _́ _ / _́ _ / _ _ / _́ _ В замираньи звонов похоронных, _ _ / _́ _ / _́ _ / _ _ / _́ _ От икон с глубокими глазами _ _ / _́ _ / _́ _ / _ _ / _́ _ И от Лазарей, забытых в черной яме. _ _ / _́ _ / _ _ / _́ _ / _́ _ / _́ _ Стал высоко белый месяц на ущербе, _́ _ / _́ _ / _́ _ / _́ _ / _́ _ / _́ _ И за всех, чья жизнь невозвратима, _́ _ / _́ _ / _́ _ / _ _ / _́ _ Плыли жаркие слезы по вербе _́ _ / _́ _ / _ _́ _ / _ _́ _ На румяные щеки херувима. _ _ _́ / _ _ _́ / _ _ _ / _́ _ (“Вербная неделя”) /I, 2, стр.74/ После того, как были разобраны основные метрические размеры, подпадающие под традицию стихосложения и отклонения от этой традиции, которые, в свою очередь, не могут быть отнесены к своеобразию методов данного автора, так как являются общепринятыми на период создания данных произведений (1900-1907гг.), следует обратиться к тем чертам поэтики, которые показывают особенности стихосложения Анненского. Следует обратить внимание на такую традиционно-строфическую форму как сонет. Подобно многим поэтам “серебряного века” он обращается к нему, но вводит вариации. Они относятся, в основном, к размерности стиха. Так, канонической формой считается пяти - шестистопный ямб, но встречаются сонеты, выполненные четырехстопным ямбом (“Перед панихидой", последние два стихотворения “Трилистника шуточного”), четырехстопным хореем (первая часть “Трилистника шуточного”, “Дремотность”, “Второй мучительный сонет”), анапестом (“Светлый нимб” из “Трилистника траурного”). Еще одним формализованным жанром у Анненского, выступают произведения, которым он давал название “тринадцать строк". Это французская традиция: организация стиха в тринадцать строк на две рифмы (“простое рондо”). Но поэт чаще отступает от традиции и использует данное количество строк на три или четыре рифмы: Я хотел бы любить облака На заре… Но мне горек их дым: Так неволя тогда мне тяжка, Так я помню, что был молодым. Я любить бы их вечер хотел, Когда, рдея, там гаснут лучи. Но от жертвы их розовых тел Похожие материалы: Натурфилософская концепция Н.А.Заболоцкого Период имажинизма в творчестве и жизни Сергея Есенина. Поэтика
Есенина в 1919 – 1920 гг. Говорящие фамилии в произведениях русских писателей. Говорящие фамилии в творчестве Д.И.
Фонвизина |
Формальная организация стихотворений
Страница 2
О литературе » Творчество Иннокентия Анненского » Формальная организация стихотворений