Повесть "Нос" - пародия на реальность XIX века, где люди с низким званием не имеют никакого значения в обществе и даже остаются незаметными. Основной замысел "Носа" был в том, чтобы показать настоящий Петербург, который скрывается за красивыми, ухоженными улицами и проспектами. На самом деле в Петербурге жили нищие люди, гоняющиеся за высоким статусом и милостью вышестоящих чиновников. Любой гражданин статусом выше коллежского асессора, кем являлся главный персонаж "Носа", вызывал уважение, а все остальные просто оставались незамеченными. Коллежский асессор Ковалёв, так же называвший себя майором для придания себе большей важности, теряет нос. На месте его остаётся лишь гладкое место. Кажется абсурдом, но повести Гоголя тем и отличаются, что несут в себе двойной смысл. Таким фантастическим событием, как побег носа от своего хозяина, автор акцентирует изъяны общества своего века. Ковалёв, который прежде всего в жизни стремится к успешной карьере, теряет свои надежды, ибо без носа "…не появишься в официальном учреждении, в светском обществе, не прогуляешься по Невскому проспекту". Тем временем Нос гуляет по городу, в качестве статского советника, что препятствует возможности Ковалёва потребовать у него срочного возвращения на его законное место. 9. МОПАССАН Ги, де [Henri René Albert Guy de Maupassant, 1850-1893] - французский писатель. По отцу происходил из дворянского рода, а по матери - из высшей нормандской буржуазии. Детство М. провел в живописном уголке Нормандии на берегу моря. Образование получил в Руанском лицее, к этому времени относятся и первые лит-ые опыты М. (стихи). Его руководителем в этой работе был поэт Луи Булье. Во время франко-прусской войны 1870 М. поступил на военную службу и участвовал в походах. Послевоенный кризис, сильно ухудшивший экономическое положение дворянства, вынудил М. переселиться в город и поступить на службу в качестве чиновника морского министерства. С 1873 Мопассан тесно сближается с Г. Флобером (см.), к-рый с этих пор становится его главным учителем и руководителем. В конце 70-х годов М. входит в Меданский кружок Золя и вступает в общение с широкой писательской средой. С 1880 (год появления "Пышки") начинается известность М. В начале 90-х гг. здоровье М., давно уже расстроенное излишествами и подорванное наследственностью, резко ухудшается.1 января 1892 М. в припадке безумия покушается на самоубийство. Умирает в доме умалишенных. М. -поэт мало известен широкому читателю. Тем не менее этот период его творчества имеет большое значение и с точки зрения времени, которое он охватывает, и с точки зрения закономерности развития писателя. Наиболее крупными произведениями этого периода являются: поэма "Сельская Венера" (Vénus rustique) и стихотворения "Стена" (Le mur), "Завоевание" (Une conquête), "Конец любви" (Fin d’amour) и др. Все они построены по одной схеме, показывая неизбежность гибели в этом мире всего прекрасного и возвышенного. Объективно стихи Мопассана являлись данью традициям дворянского романтизма, но именно этой своей стороной они входят как органическая часть в его творчество, содержа в себе уже основное идеологическое ядро последнего. В целом ряде ранних новелл М. - "Могила" (La tombe), "Письмо, найденное у утопленника" (Lettre, trouvée sur un noyé), "Сожаление" (Le regret) и др. - приподнятость тона и лиризм позволяют лишь условно говорить о преодолении стихотворного жанра. Та же тема характерна и для этих новелл: стремление найти идеальный мир красоты и неизбежность его гибели, неизбежность крушения идеала. Эта тема показательна для классовой идеологии Мопассана. М. - представитель деградирующего родового дворянства. Устраненное от руководства социально-экономической жизнью, оторванное от земли, оно характеризуется всеми специфическими чертами паразитирующего рантье, связанного с большим городом. Идеология М. не может быть понята без учета конкретно-исторических условий, в которых развивалось его творчество. М. -художник сложился в эпоху, когда все противоречия капиталистического уклада в процессе его перерождения в свою высшую и последнюю стадию - империализм - получают все более и более резкое выявление. Кризис начала 70-х гг. дал сильный толчок этому процессу. Коммуна 71 года была грозным напоминанием о той силе, к-рая росла в недрах капитализма и шла ему на смену. Но это не исключало однако его быстрого роста. Неуклонный рост капитализма и в то же время глубокая трещина, к-рая уже обнаруживается внутри его, определяют специфические черты классового мировоззрения М., представителя умирающего родового дворянства. Если раньше писатели того же класса (Виньи, Мюссе) еще могли в условиях ненавистного им социально-экономического и политического уклада замыкаться от враждебной действительности в мир красоты и вымысла, то для М. положение было иным. Сама капиталистическая система расшатывалась в своем основании. В процессе своего развития она выделяла внутри себя силы, которые должны были привести к ее окончательной гибели. И это новое, идущее на смену существующему порядку, было социальной группе М. еще враждебнее. У нее не было никаких перспектив. Огромная дворянская культура, традиции которой так священны для писателя, отошла безвозвратно в прошлое. Действительность становилась слишком угрожающей, чтобы от нее можно было найти спасение, даже уходя в мир красоты и искусства.
Страницы: 1 2
Похожие материалы: А.П Чехов и Украина Антиутопия как литературный жанр Критика о А.П. Чехове |
Нос (повесть). Сюжет.
Страница 1
О литературе » Романтизм в мировой литературе » Нос (повесть). Сюжет.