Теперь, после описания основных тем, следует обратиться к вопросу о формальной организации стихотворений у И.Ф. Анненского. Вопрос это довольно обширный и сложный, так как если в первой книге “Тихие песни" поэт под псевдонимом “Ник. То." использует, в основном, двусложные размеры, то в “Кипарисовом ларце" уже есть своеобразные эксперименты над формой стиха. Итак, “Тихие песни" вышли в свет в 1906 году. В сборник включены чуть более пятидесяти стихов. Следует заметить, что очень мало из них датировано, поэтому видится целесообразным разбирать творчество автора по двум основным сборникам. Большинство стихов написано ямбом или хореем, а менее всего анапест. Первым написано наибольшее количество произведений, например “Тоска”: По бледно-розовым овалам,_ _́́́́́́́́́́́́́́́́́ / _ _́ / _ _ / _ _́ / _ Туманом утра облиты,_ _́ / _ _́ / _ _ / _ _́ Свились букетом небывалым _ _́ / _ _́ / _ _ / _ _́ / _ Стального колера цветы…_ _́ / _ _́ / _ _ / _ _́ /I, 2, стр.63/ В этом стихотворении встретился четырехстопный ямб. Это один из самых распространенных в этом сборнике размеров. Кроме четырехстопного, встречается шестистопный ямб. Это, к примеру, “Второй фортепьянный сонет”: Над ризой белою, как уголь волоса,_ _́ / _ _́ / _ _ / _ _́ / _ _ / _ _́ Рядами стройными невольницы плясали,_ _́ / _ _́ / _ _ / _ _́ / _ _ / _ _́ / _ Без слов кристальные сливались голоса, _ _́ / _ _́ / _ _ / _ _́ / _ _ / _ _́ И кастаньетами их пальцы потрясали…_ _ / _ _́ / _ _ / _ _́ / _ _ / _ _́ / _ /I, 2, стр.61/ Еще одной, не менее употребляемой автором, формой организации стиха, является хорей. Он, в основном, четырехстопен: Зимней ночи путь так долог,_́ _ / _́ _ / _́ _ / _́ _ Зимней ночью мне не спится: _́ _ / _́ _ / _́ _ / _́ _ Из углов и с книжных полок_ _ / _́ _ / _́ _ / _́ _ Сквозь ее тяжелый полог_́ _ / _́ _ / _́ _ / _́ _ Сумрак розовый струится… _́ _ / _́ _ / _ _ / _́ _ (“Зимние Лилии”) /I, 2, стр.47/ Единственным из трехстопных размеров, используемых автором, является анапест. Он либо трехстопен: Короли, и валеты, и тройки! _ _ _́ / _ _ _́ / _ _ _́ / _ Вы так ласково тешите ум…,_ _ _́ / _ _ _́ / _ _ _́ (“Под зеленым абажуром”) /I, 2, стр.58/ либо четырехстопен и трехстопен: Молот жизни, на плечах мне камни дробя,_ _ _́ / _ _ _́ / _ _ _́ / _ _ _́ Так мучительно груб и тяжел…_ _ _́ / _ _ _́ / _ _ _́ /I, 2, стр.51/ Особое место занимает тонический стих в кантате “Рождение и смерть поэта", написанной к столетию со дня рождения А.С. Пушкина. Он дан в партии Баяна, для стилизации под героические песни Древней Руси. … Не Вольга-богатырь нарождается,_ _ _́ _ _ _́ _ _ _́ _ _ Нарождается надежа - молодой певец,_ _ _́ _ _ _ _́ _ _ _ _́ _ _́ Удалая головушка кудрявая… _ _ _́ _ _ _́ _ _ _ _́ _ _ /I, 2, стр.53/ Это основные размеры, присущие сборнику “Тихие Песни". Как видно, стихотворения, “песни” действительно “тихие” из-за первых слабых слогов в стихотворениях, что придает напевность их форме. Даже хорей иногда ослабляется за счет пиррихия в начале стиха: Перестал холодный дождь, Сизый пар по небу вьется, Но на пятна нив и рощ Точно блеск молочный вьется. (“В дороге”) /I, 2, стр.25/ Итак, этот сборник, в основном, отголосок традиции стихосложения XIX века (Ф. Тютчев, А. Фет) Интересны работы автора по использованию разговорной лексики (“Ванька-ключник в тюрьме”): Крутясь-мутясь да сбилися Желты пески с волной, Часочек мы любилися, Да с мужненою женой. /I, 2, стр.41/ Но стилизация под просторечную речь не нова в литературе, ее можно найти в творчестве поэтов XIX века. К примеру “Песня пахаря” Алексея Кольцова: Ну! тащися, сивка, Пашней, десятиной, Выбелим железо О сырую землю. /I, 3, стр.161/ Теперь следует обратиться ко второму авторскому сборнику, вышедшему в 1910 году, после смерти автора, а именно к “Кипарисовому ларцу”. Это собрание минициклов, в большинстве своем абсолютно формальных: “трилистники” - по три, и “складни” - по два. Трилистников значительно больше и названия им даны, часто интуитивно и, на первый взгляд, непонятно. Наиболее четко и ясно по этому поводу выразилась Л. Гинзбург, в статье “Вещный мир": “… заглавия трилистников и складней задуманы как действительный элемент, как ключ, в котором должны читаться охваченные ими стихотворения. Этот замысел не всегда осуществляется с равным успехом. Есть заглавия натянутые, нужные только для соблюдения единого принципа. Есть заглавия так сказать тавтологические… Есть и заглавия, которые действительно дают ключ, динамизируют определенные смысловые элементы… В этих случаях заглавие выявляет связь, существующую между стихотворениями трехчленного микроцикла". /II, 5, стр.330/ Похожие материалы: Художественная версия концепции «нового империализма» в неоромантизме Р.Л.
Стивенсона Философская лирика Н.А. Заболоцкого. Философичность лирики Н.А. Заболоцкого Литературные переводы |
Формальная организация стихотворений
Страница 1
О литературе » Творчество Иннокентия Анненского » Формальная организация стихотворений