Формальная организация стихотворений
Страница 1
О литературе » Творчество Иннокентия Анненского » Формальная организация стихотворений

Теперь, после описания основных тем, следует обратиться к вопросу о формальной организации стихотворений у И.Ф. Анненского.

Вопрос это довольно обширный и сложный, так как если в первой книге “Тихие песни" поэт под псевдонимом “Ник. То." использует, в основном, двусложные размеры, то в “Кипарисовом ларце" уже есть своеобразные эксперименты над формой стиха.

Итак, “Тихие песни" вышли в свет в 1906 году. В сборник включены чуть более пятидесяти стихов. Следует заметить, что очень мало из них датировано, поэтому видится целесообразным разбирать творчество автора по двум основным сборникам. Большинство стихов написано ямбом или хореем, а менее всего анапест. Первым написано наибольшее количество произведений, например “Тоска”:

По бледно-розовым овалам,_ _́́́́́́́́́́́́́́́́́ / _ _́ / _ _ / _ _́ / _

Туманом утра облиты,_ _́ / _ _́ / _ _ / _ _́

Свились букетом небывалым _ _́ / _ _́ / _ _ / _ _́ / _

Стального колера цветы…_ _́ / _ _́ / _ _ / _ _́ /I, 2, стр.63/

В этом стихотворении встретился четырехстопный ямб. Это один из самых распространенных в этом сборнике размеров. Кроме четырехстопного, встречается шестистопный ямб. Это, к примеру, “Второй фортепьянный сонет”:

Над ризой белою, как уголь волоса,_ _́ / _ _́ / _ _ / _ _́ / _ _ / _ _́

Рядами стройными невольницы плясали,_ _́ / _ _́ / _ _ / _ _́ / _ _ / _ _́ / _

Без слов кристальные сливались голоса, _ _́ / _ _́ / _ _ / _ _́ / _ _ / _ _́

И кастаньетами их пальцы потрясали…_ _ / _ _́ / _ _ / _ _́ / _ _ / _ _́ / _

/I, 2, стр.61/

Еще одной, не менее употребляемой автором, формой организации стиха, является хорей. Он, в основном, четырехстопен:

Зимней ночи путь так долог,_́ _ / _́ _ / _́ _ / _́ _

Зимней ночью мне не спится: _́ _ / _́ _ / _́ _ / _́ _

Из углов и с книжных полок_ _ / _́ _ / _́ _ / _́ _

Сквозь ее тяжелый полог_́ _ / _́ _ / _́ _ / _́ _

Сумрак розовый струится… _́ _ / _́ _ / _ _ / _́ _

(“Зимние Лилии”) /I, 2, стр.47/

Единственным из трехстопных размеров, используемых автором, является анапест. Он либо трехстопен:

Короли, и валеты, и тройки! _ _ _́ / _ _ _́ / _ _ _́ / _

Вы так ласково тешите ум…,_ _ _́ / _ _ _́ / _ _ _́

(“Под зеленым абажуром”) /I, 2, стр.58/

либо четырехстопен и трехстопен:

Молот жизни, на плечах мне камни дробя,_ _ _́ / _ _ _́ / _ _ _́ / _ _ _́

Так мучительно груб и тяжел…_ _ _́ / _ _ _́ / _ _ _́

/I, 2, стр.51/

Особое место занимает тонический стих в кантате “Рождение и смерть поэта", написанной к столетию со дня рождения А.С. Пушкина. Он дан в партии Баяна, для стилизации под героические песни Древней Руси.

… Не Вольга-богатырь нарождается,_ _ _́ _ _ _́ _ _ _́ _ _

Нарождается надежа - молодой певец,_ _ _́ _ _ _ _́ _ _ _ _́ _ _́

Удалая головушка кудрявая… _ _ _́ _ _ _́ _ _ _ _́ _ _

/I, 2, стр.53/

Это основные размеры, присущие сборнику “Тихие Песни". Как видно, стихотворения, “песни” действительно “тихие” из-за первых слабых слогов в стихотворениях, что придает напевность их форме. Даже хорей иногда ослабляется за счет пиррихия в начале стиха:

Перестал холодный дождь,

Сизый пар по небу вьется,

Но на пятна нив и рощ

Точно блеск молочный вьется.

(“В дороге”) /I, 2, стр.25/

Итак, этот сборник, в основном, отголосок традиции стихосложения XIX века (Ф. Тютчев, А. Фет)

Интересны работы автора по использованию разговорной лексики (“Ванька-ключник в тюрьме”):

Крутясь-мутясь да сбилися

Желты пески с волной,

Часочек мы любилися,

Да с мужненою женой. /I, 2, стр.41/

Но стилизация под просторечную речь не нова в литературе, ее можно найти в творчестве поэтов XIX века. К примеру “Песня пахаря” Алексея Кольцова:

Ну! тащися, сивка,

Пашней, десятиной,

Выбелим железо

О сырую землю. /I, 3, стр.161/

Теперь следует обратиться ко второму авторскому сборнику, вышедшему в 1910 году, после смерти автора, а именно к “Кипарисовому ларцу”.

Это собрание минициклов, в большинстве своем абсолютно формальных: “трилистники” - по три, и “складни” - по два. Трилистников значительно больше и названия им даны, часто интуитивно и, на первый взгляд, непонятно. Наиболее четко и ясно по этому поводу выразилась Л. Гинзбург, в статье “Вещный мир": “… заглавия трилистников и складней задуманы как действительный элемент, как ключ, в котором должны читаться охваченные ими стихотворения. Этот замысел не всегда осуществляется с равным успехом. Есть заглавия натянутые, нужные только для соблюдения единого принципа. Есть заглавия так сказать тавтологические… Есть и заглавия, которые действительно дают ключ, динамизируют определенные смысловые элементы… В этих случаях заглавие выявляет связь, существующую между стихотворениями трехчленного микроцикла". /II, 5, стр.330/

Страницы: 1 2 3 4


Похожие материалы:

Художественная версия концепции «нового империализма» в неоромантизме Р.Л. Стивенсона
Своей вершины художественное воплощение имперских ценностей поздневикторианской Вели­кобритании достигло в произведениях Роберта Льюиса Стивенсона (1850-94). Биография писате­ля отнюдь не была похожа на жизнь его героев - рыцарей, пиратов ...

Философская лирика Н.А. Заболоцкого. Философичность лирики Н.А. Заболоцкого
Николай Алексеевич Заболоцкий принадлежит к первому поколению русских писателей, вступивших в литературу уже после революции. Вся его жизнь - это подвиг ради поэзии. Когда заходит разговор о поэтическом мастерстве, всегда вспоминают Забол ...

Литературные переводы
Теперь следует обратиться к литературным переводам поэта. Это переводы драм Еврипида, а также стихотворения, в основном французского символизма (“парнасцы” и “проклятые”), но есть и авторы такие, как Гораций, Гете, В. Мюллер, Г. Гейне, Г. ...