…На купцов, да на попов, да на царей Поднимайтеся скорей, скорей, скорей… Социально-бытовой сатире свойственно понимание единства интересов прямых угнетателей-капиталистов и их защитников – попов. Враждебное отношение к духовенству рабочие унаследовали от устного крестьянского творчества. Жизненная практика постоянно убеждала, что попы на стороне имущих. Образцом антицерковной рабочей песни 90-х годов является "Сказка о попе и черте". Ее пели в Петербурге, Москве, Туле, Иванове и в Сибири, охотно помещали в нелегальных партийных песенниках. Текст "Сказки" обнаружен и в архивах жандармского управления. Газон рулонный укладка профессиональная укладка красивого рулонного газона. Отличительная черта идейного содержания рабочей сатирической песни 1905 – 1907 годов – разоблачение Николая II. В этом отношении рабочая устная поэзия была явлением новым, качественно отличавшимся от творчества крестьянства, долго находившегося в плену царистских иллюзий. Интересна сатира "Всероссийского императора", обошедшая почти все фабрики и заводы. Целый ряд ее вариантов отличается совершенством, подлинно народной афористичностью, емкими, лапидарными определениями; они примечательны не только в идейном, но и в художественном отношении: Всероссийский император, Царь жандармов и шпиков. Царь – изменник, провокатор, Царь – создатель кандалов. Побежденный на Востоке, Победитель на Руси… Будь же проклят, царь жестокий,
В отличие от либерально-буржуазной, рабочая сатира сосредоточивала свой огонь не только на царе и его ближайшем окружении, она била по всей правящей касте. В ряде вариантов сохранилась пародия "Молитвы за царя" ("упокой и помяни, боже…"), сложенная рабочими как " поминание" царской семьи: Господи, помилуй Царя Николая, Жену его Сашу, Маменьку Машу, Трепова-генерала, Алексеева-адмирала, Победоносцева-секретаря И Алексея-моряка, Владимира-провокатора, Княгиню Елизавету И всю сволочь эту… Перечень был обширен, поминали генерала Куропаткина, министров Хилкова, Витте, Бирилева, полицейских, казаков. Характерно, что песни о царе слагались не узким кругом поэтов-революционеров, как это было в периоды декабризма и народничества, а пролетарскими массами. Высмеивали рабочие и пресловутый манифест 17 октября 1905 года. Куцый и насквозь фальшивый, он вызывал негодование. По Петербургу ходила рукописная сатира на высочайший манифест: "БЕСОВОЮ МИЛОСТЬЮ МЫ НИКОЛАЙ II провокатор и самодурец всероссийский. Царь нагаек, царь пыток, царь расстрелов, царь виселиц, царь-детоубийца, великий князь беззакония и пр., и пр. Жалуем усердному холопу нашему рижскому генерал-помпадуру 11 трупов для ношения на георгиевской ленте…" 1 О пресловутой свободе слова рабочие невесело шутили: "Марсельезу" не запоешь – на крючок не зацепят. На Балтийском заводе в те дни пели: Когда по улице идешь В рубашке ярко-красной И "Марсельезу" запоешь – Раскаешься, несчастный. Городовой тебя возьмет И тот час – в морду хвать! И "В околоток! – заорет. – Арестовать!" Еще острее зазвучала в 1905 – 1907 годах старая антицерковная тема. Ненависть к духовенству резко возросла в революционные годы, что наглядно видно и по песне "Помер бедняга Ванюша Кронштадский…", которая была сложена в 1908 году по поводу смерти главаря церковных черносотенцев Иоанна Кронштадского:
Похожие материалы: Ахматова и Тютчев Лирика Некрасова. Поэзия и проза Тематика пьес Уильяма
Сомерсета Моэма как мастера диалогизма |
Песни рабочих
Страница 5
О литературе » Песни русских рабочих (XVIII–начало XX века) » Песни рабочих