Рабочие жадно и с интересом читали ходившие по рукам газеты большевиков. Причем ими охотно заучивались помещенные в газетах стихи и песни. Полюбившиеся стихи наклеивали в рабочие шкафчики. Нередко подбирали к ним мотив и пели. "Я знал одного рабочего, - вспоминает старый большевик И. Жига, - который заучивал стихи наизусть и распевал их во время работы". 2 Особенно охотно заучивались стихотворения, написанные в форме песен: "Кузнецы" Ф. Шкулева, "Гребцы" и "Пролетарии" А. Маширова, "Рабочий дворец" А. Поморского. Запоминали и безымянные задорные частушки, вроде сложенные колпинцами: Возле реченьки Ижоры Веселятся ихни жены, Веселится наш буржуй, А рабочий ногти жуй… Черна сотня – что ежи, У них кинжалы и ножи. "Посещая трактиры предместий, - вспоминает Н. Н. Буторин, - и наблюдая там читателей "Звезды", можно было заметить, что ее всегда начинали читать со стихотворений. Мало того, на окраинах появились даже особые гастролеры, заучивавшие стихотворения из "Звезды" наизусть и декламировавших их в трактирах и чайных".3 Стихи и песни слагались рабочими в самой различной обстановке. Так, один из рабкоров сообщал о случае, когда песни были сложены прямо на митинге: "Среди нас оказался рабочий-поэт, который не выдержал и, вдохновленный необычайной обстановкой, запел куплеты, которые стал экспромтом сочинять, и мы, прислушавшись, стали хором подпевать". В Москве, Петербурге и других городах возникают легальные и нелегальные рабочие хоровые кружки. В период первой мировой войны, несмотря на преследования, революционные песни получают все более широкую известность. Приобретают все большую популярность "Интернационал", "Смело, товарищи, в ногу…", "Варшавянка", "Марсельеза", "Вы жертвою пали…", звучат сатирические песни о Николае II: "Как у нас на троне…", "Государь наш Николай собирает сходку…", "Не шумите, детки, Николай сказал…" и другие. В целях борьбы с рабочей песней правительство поощряло массовый выпуск мещанских песенников "для народа", популяризируя песни вроде: "Сухая корочка", "Маруся отравилась…", "Карие глазки", "Поздним вечером". В период между Февральской и Великой Октябрьской социалистической революциями песня по-прежнему оставалась одним из средств пролетарской агитации. В это время большевистская "Правда" опубликовала "Интернационал", "Красное знамя", "Похоронный марш", "Машинушку", "Смело, товарищи, в ногу…", "Кузнецов", "Варшавянку" и т. д. Пролетарские гимны и марши звали к борьбе за власть Советов. Они раздавались на демонстрациях, с ними возвращались солдаты с фронтов империалистической войны, их брали на вооружение первые красногвардейские отряды. При создании новых песен часто применялся обычный прием рабочей поэзии: брали знакомую песню и на ее мотив подбирали слова. Так, на основе популярной песни "Из-за острова на стержень…" (автор текста Д. Садовников) в рабочих окраинах Петрограда сложили едкую песенку о грязных похождениях Григория Распутина. В единой по идейному наполнению рабочей песне сочетались и подражание популярной песне, и солдатская песня, и литературный стих, и бойкая частушка-коротушка. Рабочие песни выражали вражду непримиримость к Временному правительству, высмеивали и разоблачали Керенского, который: Страной вертел и правил, С бедной братией лукавил, Похожие материалы: Поэтика быта и повседневности в любовном романе Дефо. Робинзон Крузо Введение. |
Песни рабочих
Страница 10
О литературе » Песни русских рабочих (XVIII–начало XX века) » Песни рабочих