Литературные экскурсии
Страница 1
О литературе » Литературные экскурсии » Литературные экскурсии

Среди многообразных форм функционирования литературного произведения существует одна крайне интересная, но обойденная вниманием современного литературоведения: литературная экскурсия. Большой опыт теории экскурсионного дела, накопленный в 1920-е годы пока не востребован. Такой социально и просветительски значимый и богатый возможностями феномен бытования литературы как литературная экскурсия отошел, кажется, исключительно в область прикладных интересов туристического бизнеса. Соответственно проектирование экскурсий теоретически не осмыслено и не имеет сколь-нибудь продуманной концептуальной основы.

Всем известно, как они ожив­ляют преподавание. Мы не будем перечислять типы и темы экскурсионной работы, связанной с уроками литературы, так как это достаточно известно и тесно связано с местными условия­ми: в больших городах к услугам школ экскурсионные бюро, предлагающие и тематику и организационное устройство эк­скурсий; в сельских местностях выбор экскурсий не так богат и вся инициатива и организация ложится на учителя.

Однако не следует думать, что только в городах и районных центрах можно найти такие места или памятники, которые нужно показать учащимся. Интереснейшие объекты для активного и поучительного восприятия нередко оказываются в местах, казалось бы, ничем не прославленных и далеких от цен­тров. Так в Адыгее много мест , которые были посещамы писателям. Так, например, Е Шварцем, М.Горьким и т.д.

Тот, кому доводилось проводить экскурсии всем классом в музеи или места, связанные с жизнью писателя, знает, что это нелегкое мероприятие, требующее немалой выдержки от учащихся. Продуктивность экскурсии не всегда бывает ровной, так как часть класса из-за пассивности или недостаточности вре­мени для вдумчивого осмотра (комнаты тесны, витрины неве­лики) так или иначе выпадает из актива экскурсантов. Обычно и руководители музейных экскурсий предпочитают вести осмотр с небольшими группами учащихся. Да и вообще пассив­но слушать руководителя экскурсии способны далеко не все учащиеся: это закономерно и вовсе не связано с недисциплини­рованностью учащихся. Они хотят сами осмотреть, сами узнать, сами выбрать то, что их интересует. Поэтому весьма целесооб­разно (особенно для старших классов) внести самостоятель­ность и самодеятельность в экскурсию. В нашей личной практи­ке преподавания мы нередко превращали экскурсии в так назы­ваемые «экспедиции» (условное название), при которых давали полную самостоятельность учащимся в наблюдениях и осмотре экспонатов. Так, мы ставили перед учащимися задачу, общую для всего класса: «Кому и за что поставлены памятники в на­шем районе?» Класс разделит­ся на маленькие группки, взявшиеся исследовать отдельные памятники (некоторые учащиеся фотографировали- или зарисо­вывали, узнавали (подробности) о деятеле, которому воздвигнут памятник, узнавали имя скульпто­ра, обстоятельства, при которых был открыт памятник и пр.). Эта полностью самостоятельная работа носила исследователь­ский характер и увлекала учащихся. На уроке, заключающем экспедицию, школьники сообщали результат своей экспедиции и делали свой вклад в общий альбом по указанной теме.

Редко удается экскурсия всем классом на тему «По памятным местам ». Не удается потому, что дома, места просматриваются чуть ли не из окна автобуса, и большого впечатления у учащихся не оставляют. Поручите отдельным группкам учащихся в два-три человека обследовать и описать, сфотографировать, зарисовать памятные места, и они это сде­лают с такими деталями, которых не встретите и в экскурсион­ных печатных описаниях, Осматривать всем классом за один раз всю Третьяковскую галерею, весь Горьковский музей—занятие утомительное и малопродуктивное. Значительно эффективнее дать задание на самостоятельный просмотр учащимися нескольких картин одного-двух художников, с предварительным знакомством со статьей (в истории живописи) об этом художнике и последую­щем сообщении в классе о своей «экспедиции». Так же и в музее лучше побывать дважды, но, выполняя самостоятельное задание, глубже озна­комиться с одним-двумя разделами грандиозного собрания.

Все сказанное нами об экскурсионной работе не отрицаем пользы и массовых экскурсий; мы выдвигаем лишь иную фор­му экскурсирования, при которой учащиеся (в особенности старших классов) развивают навыки исследования и находят выход своим индивидуальным склонностям.

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие материалы:

Начало творчества.
Джон Рональд Руэл Толкин родился третьего января 1892 года в Блумфонтейне (Оранжевая республика, сейчас часть ЮАР), куда его отец, Артур Толкин, приехал на заработки после того, как его семья потерпела ряд финансовых провалов. Его ...

Синонимы
Выразительность речи усиливает употребление синонимов — слов, обозначающих одно и то же понятие, но различающихся дополнительными смысловыми оттенками или стилистической окраской. Синонимы (греч. synonymos 'одноименный') - слова, различн ...

Обыкновенные люди в повседневной жизни.
В письме к шведскому режиссеру Августу Линдбергу, ставившему "Привидения" в августе 1883 г. (премьера состоялась в Хельсингборге 22 августа 1883 г. и стала первой постановкой пьесы в Скандинавии и в Европе в целом), Ибсен писал: ...