Рабочие "Треугольника" охотно распевали сложенные Волковым песни. Большой успех имела его песенка об одном из ненавистных мастеров, по кличке "Паровоз", который: …Не брал громадных взяток, Был доволен небольшим: Кто принес яиц десяток, Того ставил он старшим. А кто хочет прибавленья Получить побольше в год, - Пусть приходит в воскресенье К нему чистить огород… Особенно печально звучали женские песни этого времени. Их настроение передает "Фабричная колыбельная". В ней мать выплакивает горе над колыбелью сына: Вот какая моя жисть, Хоть живая в гроб ложись. Я б живая в гроб легла, Только бросить жаль тебя… Столь же безрадостна песня охтинских работниц "Кто на Охте не живал…" и многие другие. Сплошь и рядом, особенно в период подъема движения, эти мотивы переплетаются с протестом и обличением виновников бедствий трудового люда. Так, в "Сормовской песне про бенардаковский завод" дана гневная характеристика чинов заводской администрации. В уральской песне "На Нижнетагильском заводе…", где нарисована мрачная фигура жестокого артельщика Волгина, центральное место занимает ранее не встречавшийся образ, - образ рабочего агитатора. Не страшась заводчика Демидова и казаков, он произносит зажигающую речь: Товарищи, братья родные, Довольно вам спины ломать За то, чтоб хозяевам-чертям На ваших трудах отдыхать. Прошло то несчастное время, Павлухе не век управлять, Мы сами добьемся управы И не станем на бар работать! Выступление от имени коллектива, употребление самого обращения "товарищи" говорит о растущей пролетарской солидарности. Отныне слово "мы" звучит все чаще. Все чаще поется не о выступлениях отважных одиночек, а о массовых действиях против предпринимателей. Неизгладимый след в рабочем движении оставила героическая Обуховская оборона. О ней поется в питерской песне "По теченью невских вод…". Начало ее характерно для многих песен этого времени. В нем точно указывается место и время действия: По теченью невских вод Стоит Обуховский завод… В девятьсот первом году, В мае месяце тогда Там случилася беда… Затем следует описание стремительного развития событий: Сбунтовался весь народ Свистки грустно возвестили, Что работу прекратили. И матросов нам прислали. И стрелять им приказали… Команда, присланная для разгона забастовщиков, дала залп боевым патронам. Многие были убиты. Второй раз заколебавшиеся матросы выстрелили в воздух. Надеяться на них администрация уже не могла. Были вызваны жандармские части. …Нас забрали, замели И в пересыльную свезли. Там, в одиночке, автор, видимо, и сложил свою песню. Он подробно передает злоключения арестованных, детально описывает тюремную обстановку. В его спокойном повествовании не чувствуется ни страха, ни раскаяния. Оптимизм, уверенность в близких переменах, жажда борьбы – мотивы, характерные для поэзии передовых рабочих перед пятым годом. В творчестве пролетариев, связанных с социал-демократами, они выступали определенно и ясно. В песнях массы – смутно и бегло, но также присутствовали. В жандармском архиве найдена песня "Над трубою дым клубится…". Автор подписался под текстом: "Светлов, рабочий при генераторе в мартеновском цехе" – и сделал приписку: "Из жизни рабочих-путиловцев". С одной стороны, песня повторяет старые темы нужды и горя: Грусть-тоска его заела, Злая доля одолела… Чаю денег нет купить, Погулять не в чем сходить. Похожие материалы: Дать общую характеристику «Азбуки» и «Новой Азбуки» Расин. Андромаха Тема поэта и поэзии в творчестве Н.А. Некрасова |
Песни рабочих
Страница 2
О литературе » Песни русских рабочих (XVIII–начало XX века) » Песни рабочих