III. Перевертыш еды Съедобность несъедобных вещей: пил-ел лапти, глотал башмаки. IV. Перевертыши одежды 1. Лыко мужиком подпоясано. 2. Мужик подпоясан топорищем. V. Перевертыши явлений природы 1. Море горит. 2. В поле бежит корабль. 3. В лесу растет рыба. 4. В море растет земляника. VI. Перевертыши ездока и коня 1. Конь скачет верхом на ездоке. 2. Ездок скачет не на коне, а на баране, корове, быке, козе, теленке, собаке, курице, кошке и т.д. VII. Перевертыши телесных недостатков 1. Слепые видят. 2. Немые кричат. 3. Безрукие воруют. 4. Безногие бегают. 5. Глухие подслушивают. VIII. Перевертыши действующих лиц 1. Ворота лают из-под собаки. 2. Мужик собакой бьет палку. 3. Деревня едет мимо мужика. Таким образом, мы видим, что во всех этих путаницах соблюдается, в сущности, идеальный порядок. У этого "безумия" есть система. Вовлекая ребенка в "перевернутый мир", мы не только не наносим ущерба его интеллектуальной работе, но, напротив, способствуем ей, ибо у ребенка у самого есть стремление создать себе такой "перевернутый мир", чтобы тем вернее утвердиться в законах, управляющих миром реальным. Эти нелепицы были бы опасны ребенку, если бы они заслоняли от него подлинные, реальные взаимоотношения идей и вещей. Но они не только не заслоняют их, они их выдвигают, оттеняют, подчеркивают. Они усиливают (а не ослабляют) в ребенке ощущение реальности. И если вообще полезны для ребенка его детские игры, помогающие ему ориентироваться в окружающем мире, тем более полезны ему эти умственные игры в обратную координацию вещей, - а я настаиваю, что это именно игры, почти ничем не отличающиеся от всяких других. Вообще у нас далеко не всеми усвоено, какая близкая связь существует между детскими стихами и детскими играми. Оценивая, например, книгу для малолетних детей, критики нередко забывают применить к этой книге критерий игры, а между тем большинство сохранившихся в народе детских песен не только возникли из игр, но и сами по себе суть игры: игры словами, игры ритмами, звуками. Перевертыши есть такое же порождение игр. Существенное достоинство этих игр заключается в том, что они по самой своей природе комические: никакие другие не подводят ребенка так близко к первоосновам юмора. А это задача немалая: воспитать в ребенке юмор - драгоценное качество, которое, когда ребенок подрастет, увеличит его сопротивление всякой неблагоприятной среде и поставит его высоко над мелочами и дрязгами. У ребенка вообще есть великая потребность смеяться. Дать ему добротный материал для удовлетворения этой потребности - одна из непоследних задач воспитания. Я потому и счел необходимым посвятить особую главу изучению явных и нарочитых бессмыслиц, дабы обнаружить, что даже такие бессмыслицы, которые, казалось бы, не смеют притязать на какой бы то ни было педагогический смысл, - даже они в высшей степени ценны, закономерны, полезны. Эти стишки привлекли меня именно тем, что они презираемы с давних времен как вздорные и притом заведомо вредные; что нет такого доморощенного Фребеля, который не считал бы своим долгом охранять от них малых детей. Исследуя эти стишки в русском и отчасти зарубежном фольклоре, наблюдая из года в год, как реагирует на них малый ребенок, я в конце концов не мог не прийти к убеждению, что они опорочены зря, так как отвечают насущнейшим потребностям детского разума и служат немаловажным подспорьем в его познавательной деятельности. Похожие материалы: «Рождественская» философия Ч. Диккенса Опрос Начало пути |
Что такое перевертыш и почему он необходим ребенку? Что лежит в основе
стремления детей к перевертышу?
Страница 5
О литературе » Детская литература » Что такое перевертыш и почему он необходим ребенку? Что лежит в основе
стремления детей к перевертышу?