Не нужно забывать, что именно координация, систематизация знаний и является важнейшей, хотя и не осознанной, заботой ребенка. Умственная анархия невыносима для детского разума. Ребенок верит, что всюду должны быть законы и правила, страстно жаждет усваивать их и огорчается, если заметит в усвоенном какой-нибудь нечаянный изъян. Помню, как опечалилась моя трехлетняя дочь, когда услыхала от взрослых, что по небу идет большая туча. - Как же туча может идти, если у тучи нет ног? - спрашивала она со слезами. Эти слезы объяснили мне многое. Ребенок только что усвоил с большим напряжением умственных сил, что обладание ногами есть единственное условие ходьбы, и вот взрослые (то есть непогрешимые) люди разрушают это обобщение явно противоречащим фактом, снова внося беспорядок в ту область его знаний о мире, которую он считал забронированной от всякого хаоса. На ребенка ежедневно обрушивается такое количество путаных, отрывочных знаний, что, не будь у него этой благодатной тяги к преодолению хаоса, он еще до пятилетнего возраста непременно сошел бы с ума. Поневоле ему приходится производить неустанную систематизацию всех явлений своего духовного мира, и нельзя не поражаться тому необычайному искусству, с которым совершается им эта труднейшая работа, а также той радости, с которой связана каждая его победа над хаосом. До какой виртуозности доходит искусство ребенка систематизировать беспорядочно приобретенные клочки и обломки знаний, показывает хотя бы то обстоятельство, что он еще до пятилетнего возраста усваивает все самые прихотливые правила грамматики родного языка и научается мастерски распоряжаться его приставками, суффиксами, корнями и флексиями. Являясь таким непризнанным гением систематизации, классификации и координации вещей, ребенок, естественно, проявляет повышенный интерес к тем умственным играм и опытам, где эти процессы выдвинуты на первое место. Отсюда та популярность, которой в течение многих столетий пользовались в детской среде всевозможные стихи-перевертыши. Если бы нашелся ученый, который захотел бы систематизировать все стихотворения этого рода, живущие во всемирном фольклоре, обнаружилось бы, что нет ни одной области в умственном обиходе ребенка (от двухлетнего до пятилетнего возраста), которой не соответствовал бы какой-нибудь особый, как бы специально для нее предназначенный стишок-перевертыш. Даже те немногие русские и английские народные песенки, которые цитируются в этой главе, могут быть разбиты на группы, соответствующие отдельным этапам умственного развития детей. В самом деле, приводимые выше стишки легко распадаются на такие отделы: I. Перевертыши большого и малого Малому приписываются качества большого: 1. Комарище, упавший с дубища. 2. Муха, утопление которой описано как мировая катастрофа. II. Перевертыши холодного и горячего 1. Холодному приписываются качества горячего: человек обжегся холодной похлебкой. 2. Горячему приписываются качества холодного: знойным летом дети скользят на коньках по льду. Похожие материалы: «Вещи и лица» в поэзии Ахматовой Мифологема голубя в лирике Велимира Хлебникова Звучит песня «Баллада о любви» |
Что такое перевертыш и почему он необходим ребенку? Что лежит в основе
стремления детей к перевертышу?
Страница 4
О литературе » Детская литература » Что такое перевертыш и почему он необходим ребенку? Что лежит в основе
стремления детей к перевертышу?