Лирика второй половины XIX столетия — замечательный период в истории нашей отечественной поэзии. В эти годы заявило о себе крупное созвездие поэтов, внесших богатейший вклад в русскую классику. В детском чтении появляются имена А. Фета, А. Майкова, И. Никитина, позже А.Плещеева, И.Сурикова, стихи Ф.Тютчева, А. Толстого, Я.Полонского. Стихи выдающихся русских лириков открывают юным читателям разнообразный и неповторимый мир природы, красоту родной земли. Каждый автор вносит свои краски, свои штрихи в огромный портрет родной природы, “в слове явленный”. Федор Иванович Тютчев (1803—1873) — современник Пушкина, поэт-романтик. Романтична, таинственна природа в его стихах, сложно и драматично связанная с миром человека. Характерная примета лирики Тютчева — пейзажи, яркие, выразительные. Особенно привлекательны картины изменчивых, переходных состояний природы. Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом . (Весенняя гроза) Словно специально создано для детей стихотворение “Зима недаром злится”, рисующее смену времен года как противоборство молодой Весны и уходящей Зимы — “ведьмы злой”: Зима еще хлопочет И на весну ворчит, Та ей в глаза хохочет И пуще лишь шумит . Певцами природы называют А.К.Толстого (1817—1875), А.А.Фета (1820—1892), А.Н.Майкова(1821—1897). В пейзажной лирике они достигли высочайшего мастерства. Майков писал: “Чувство природы, возбуждаемое в нас ее созерцанием, везде одно . У нас в русской природе это чувство живее и непосредственнее оттого, что там вокруг лес, луга и нивы, и все это жужжит, шумит, шелестит, интересничает с вами”. Это высказывание Майкова — своего рода эпиграф к его стихам и стихам его современников. В хрестоматии, сборники стихов для детей младшего школьного возраста вошли стихотворения Алексея Константиновича Толстого “Вот уж снег последний в поле тает”, “Осень. Обсыпается весь наш бедный сад”, “Колокольчики мои, цветики степные”. Афанасии Афанасьевич Фет представлен непревзойденными по чистоте и прозрачности слога стихами “Ласточки пропали .”, “Чудная картина .”, “Я пришел к тебе с приветом .”. В творчестве Фета появляется герой-ребенок (“Мама! глянь-ка из окошка .”), возникают сценки домашней жизни: Кот поет, глаза прищуря, Мальчик дремлет на ковре. На дворе играет буря, Ветер свищет на дворе . Эти поэтические миниатюры отличаются особенно теплой, мягкой интонацией и в первую очередь привлекают маленьких читателей. Приметой детской поэзии Аполлона Николаевича Майкова стали стихотворения “Сенокос”, “Осень” (“Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу .”), “Весна” (“Уходи, Зима седая”), “Летний дождь” (“Золото, золото падает с неба .”). Особой оригинальностью отличается его “Колыбельная песня”, в которой покой младенца оберегают сказочно могучие силы природы: Спи, дитя мое, усни! Сладкий сон к себе мани: В няньки я тебе взяла Ветер, солнце и орла. Неповторимое своеобразие имеет творчество Ивана Саввича Никитина Похожие материалы: Повесть Ф.М.Достоевского «Белые ночи»
в восприятии А.В. Дружинина Примерные темы аргументированного эссе Историческое развитие нравственных норм и морали. |
Подготовить сообщение о творчестве поэтов (Некрасов, Майков, Плещеев,
Суриков, Дрожжин, Тютчев, Фет, Никитин, Толстой) и проблемный анализ
стихотворения
Страница 1
О литературе » Детская литература » Подготовить сообщение о творчестве поэтов (Некрасов, Майков, Плещеев,
Суриков, Дрожжин, Тютчев, Фет, Никитин, Толстой) и проблемный анализ
стихотворения