Томление (сонет) Я - бледный римлянин эпохи Апостата. Покуда портик мой от гула бойни тих, Я стилем золотым слагаю акростих, Где умирает блеск пурпурного заката. Не медью тяжкой, а скукой грудь объята, И пусть кровавый стяг там веет на других, Я не люблю трубы, мне дики стоны их, И нестерпим венок лишенный аромата. Но яд или ланцет мне дней не прекратят. Хоть кубки допиты, и паразит печальный Не прочь бы был почтить нас речью погребальной! Пускай в огонь стихи банальные летят: Я все же не один: со мною раб нахальный И скука желтая с улыбкой инфернальной. /I, 2, стр.362/ Отличие одного произведения от другого в том, что Анненский в “Ego” констатирует факт, а Верлен в его переводе, проводит эту мысль среди войны, в момент передышки между сражениями поэта-бойца. Вообще, сближение с “парнасцами" и “проклятыми”происходит более активно в мировоззрении, а традиции русской литературы (Фет, Тютчев, Апухтин) вносят особые черты в поэзию Анненского. В первую очередь - это философская лирика поэта с глубокой рефлексией и пессимистичностью. Эта черта присуща многим поэтам XIX века, на поздних этапах их творчества (Ф.И. Тютчев, А.А. Фет). На саму философию Анненского во многом повлияло творчество Ф.М. Достоевского. Многие стихотворения несут тему совести (“В дороге”, “Дети", “Старые эстонки”), что соотносится с творчеством писателя. Не зря поэт пишет стихотворение “К портрету Достоевского”: В нем Совесть сделалась пророком и поэтом, И Карамазовы и бесы жили в нем,- Но что теперь для нас сияет мягким светом, То было для него мучительным огнем. /I, 2, стр.243/ “Совесть” у Анненского с большой буквы, также как “Тоска” или “Невозможно". Но если две последние категории, скорее, понятие из декаданса, то первая - традиция XIX века русской литературы. Для примера следует привести стихотворение “В дороге", его основные строчки: Дед идет с сумой и бос, Нищета заводит повесть: О, мучительный вопрос! Наша совесть . Наша совесть . /I, 2, стр.25/ Итак, И.Ф. Анненский несет в своем мировоззрении явные черты декаданса, которые повлияли на появление таких тем в его творчестве, как тема смерти, тоски, невозможности что-либо изменить. Такая черта связана, прежде всего, с увлечением автора французским символизмом (“парнасцы” и “проклятые”), что следует из переводов Ш. Бодлера, Ш.Л. де Лиля, П. Верлена, С. Прюдома, А. Рембо, С. Малларме и других. Главным из русских писателей, повлиявших на мировоззрение И.Ф. Анненского, следует выделить Ф.М. Достоевского, с творчеством которого в лирику поэта приходит тема совести.
Страницы: 1 2
Похожие материалы: Выделить особенности эпохи, в которую жил Х.К. Андерсен, его взгляды, основные
этапы творческой судьбы Продолжение образа. Жан-Батист Поклен де Мольер. Мятежность в прозе и драматургии выдающегося писателя |
Своеобразие лирических произведений И.Ф. Анненского.
Традиции и новаторство. Философские
взгляды и учения, повлиявшие на мировоззрение и творчество поэта
Страница 2
О литературе » Творчество Иннокентия Анненского » Своеобразие лирических произведений И.Ф. Анненского.
Традиции и новаторство. Философские
взгляды и учения, повлиявшие на мировоззрение и творчество поэта