С точки зрения грамматики, т.е. морфологии, выше мы писали о том, что в лирике Ахматовой присутствуют эпитеты, по частеречной принадлежности относящиеся и к прилагательным: А бешенная кровь меня к тебе вела Сужденной всем, единственной дорогой. Так отлетают темные души… Он награжден каким-то вечным детством… и к именам существительным: Горячий шелест лета… …песня разлуки… и к наречиям: Дождь косил свои глаза гневливо… Из зеркала смотрит пустого И что-то бормочет сурово. Там кто-то беспомощно плачет… Все мертвенно, пусто, светло… и к глагольным формам—причастиям: Уколола палец безымянный Мне звенящая оса. И, говорят, в одном из тех домов Уже ковром закрыт проклятый профиль. Над вашей памятью не стыть плакучей ивой… Остался профиль( кем-то обведенный На белоснежной извести стен)… В стихотворениях Ахматовой также есть и субстантивированные формы эпитетов-прилагательных: Многое еще, наверно, хочет Быть воспетым голосом моим: То, что, бессловесное, грохочет… А вот еще: тайное бродит вокруг— Не звук и не цвет, не цвет и не звук… Говоря о частеречной принадлежности эпитетов, следует упомянуть и о выполняемых ими синтаксических ролях. Так, ахматовский эпитет чаще всего выступает в роли определения: По шее лебяжьей все также спокоен наклон. («Клеопатра») Я пью за разоренный дом, За злую жизнь мою, За одиночество вдвоем И за тебя я пью,— За ложь меня предавших губ, За мертвый холод глаз, За то, что мир жесток и груб, За то, что Бог не спас. («Последний тост») Реже—выполняет функции подлежащего, обращения и дополнения: И в город печали и гнева Из тихой Корельской земли… Все грозней бушует, непреклонный, Словно здесь еретиков казнят… Пророчишь, горькая, и руки уронила… Так как эпитетом могут являться и наречия и слова категории состояния, то, следовательно, они могут являться в предложении и обстоятельствами образа действия: Или живым прощаешь благосклонно Твое изнеможенье и позор… Следил ты уже бесстрастно… Как беспомощно, жадно и жарко гладит Холодные руки мои. Похожие материалы: Мечты и реальность в поэзии А. А.
Блока Какие новые жанры в детской литературе создали писатели-природоведы? Жанр мелодрамы |
Грамматическая характеристика
О литературе » Эпитет в лирике Ахматовой » Грамматическая характеристика