Для описания лирики И.Ф. Анненского следует обратиться к философским основам его лирики. Несмотря на то, что многие авторы считают, что поэт не относится к эстетике декадентства в целом (А. Федоров, Л. Гинзбург, И. Подольская, М. Латышев), именно эта эстетика во многом повлияла на творчество Анненского и помогла сформулировать основные темы и образы его творчества. Эстетика поэзии Анненского восходит к французскому символизму, а именно к таким художникам, как П. Верлен, С. Малларме, Ш. Бодлер. Это течение отражает упадок культуры и отречение от бога. Если русский символизм (Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, К. Бальмонт, В. Брюсов) занимается богоискательством, то Анненский отвергает бога и ищет основы мира внутри себя, что приводит к диссонансу “я” и “не я". Об этом пишут такие исследователи, как А. Федоров, В. Сечкарев, Л. Гинзбург. Для подтверждения такой точки зрения следует привести пример из поэзии Анненского: В небе ли меркнет звезда, Пытка ль земная длится, Я не молюсь никогда, Я не умею молится. Время погасит звезду Пытку ж и так одолеем Если я в церковь иду, Там становлюсь с фарисеем. С ним упадаю я нем, С ним и воспряну, ликуя . Только во мне-то зачем Мытарь мятется тоскуя? . /I, 2, стр.256/ Приведение примера из лирики кажется справедливым, так как по мнению С. Маковского, поэзия и лирическое “я” автора очень близко самому писателю. “Анненский говорил молодым писателям “Аполлона" и мне повторял не раз: “Первая задача поэта - выдумать себя”. На этом парадоксе он настаивал, но сам-то выдумать себя никак не умел и, вероятно, поэтому даже сомневался как будто в собственной поэзии, говоря о ней условно и шутливо . ”. /II, 14, стр.255-256/. Это подтверждает стихотворение “Человек”: Я завожусь на тридцать лет, Чтоб жить, мучительно дробя Лучи от призрачных планет На “да" и “нет", на “ах!" и “бя”, Чтоб жить волнуясь и скорбя Над тем, чего, гляди, и нет . И был бы, верно, я поэт, Когда бы выдумал себя. В работе ль там не без прорух, Иль в механизме есть подвох, Но был бы мой свободный дух - Теперь не дух, я был бы бог . Когда б не пиль да не тубо Да не тю-тю после бо-бо!. /I, 2, стр.150/ В основе декадентства лежали учения А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, работа “Закат Европы” Шпенглера. Именно эти философы сформировали мировоззрение нового поколения. Анненский относит себя именно к нему: Ego Я - слабый сын больного поколенья И не пойду искать альпийских роз, Ни ропот волн, ни рокот ранних гроз Мне не дадут отрадного волненья. Но милы мне на розовом стекле Алмазные и плачущие горы, Букеты роз увядших на столе И пламени вечернего узоры. Когда же сном объята голова, Читаю гроз я повесть небылую, Сгоревших книг забытые слова В туманном сне я трепетно целую. /I, 2, стр.221/ “Букеты роз увядших" - эмблема декаданса, настолько близка Анненскому, что он включает ее в лирическое определение своего “я". Примерно такая же концепция выделяется в переводе Поля Верлена писателем:
Страницы: 1 2
Похожие материалы: «Слово о полку Игореве» и жанровые параллели в средневековой и мировой
литературе Можно в конце Жанрово-композиционные и стилистические особенности |
Своеобразие лирических произведений И.Ф. Анненского.
Традиции и новаторство. Философские
взгляды и учения, повлиявшие на мировоззрение и творчество поэта
Страница 1
О литературе » Творчество Иннокентия Анненского » Своеобразие лирических произведений И.Ф. Анненского.
Традиции и новаторство. Философские
взгляды и учения, повлиявшие на мировоззрение и творчество поэта