Одна из важнейших истин постигнутых Пьером в плену когда « он узнал не умом, а всем существом своим жизнью что человек сотворен для счастья что счастье в нем самом в удовлетворении естественных человеческих потребностей…» Если представить это положение как итог всех исканий Пьера и отбросить все что он думал раньше, как заблуждение то в таком случае мы обретем не просто удивительно банальную примитивную, но и в корне далекую от истины мысль. Да Пьер признает счастье человека в удовлетворении естественных потребностей но он также испытывает совсем иного порядка чувства приводящие его к самым возвышенным мыслям. Как мы уже говорили выше, князь Андрей наряду с Пьером занимает особое место в книге. Как и Пьер, он наделен исключительной способностью внутреннего развития в отличие от большинства остальных героев и не только таких как Берг Друбецкой Анатоль, но и таких как Николай Ростов Денисов и даже Наташа Ростова. Князь Андрей, как и Пьер в самом начале романа на приеме у Шерер предстает как поклонник Наполеона. Но его почитание носит определенный действенный характер. Он военный человек и стремится к славе. Это настоящая страсть не признающая никаких пределов и ограничений. Ради достижения своей цели князь Андрей готов отдать все. Я никогда никому не скажу этого, но, Боже мой! Что же мне делать, ежели я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. Смерть раны потеря семьи, ничего мне не страшно. И как ни дороги ни милы мне многие люди – отец, сестра, жена, - самые дорогие мне люди, - но, как ни страшно и неестест- венно это, кажется, я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми… Как видим, здесь на весы положены с одной стороны – слава, с другой – жизнь самых дорогих и близких людей. Стоит ли после такого признания одного из самых благородных героев русской литературы удивляться той легкости, с которой жертвуют человеческими жизнями ради карьеры или славы Наполеоны всех масштабов во все времена. Любовь к славе закономерно сочетается у Болконского с пренебрежением к семье браку повседневной жизни представляющимися ему чем-то ничтожным и непоэтичным. В конце концов, князь Андрей освобождается от обаяния своего кумира, и слава теряет над ним власть благодаря постижению им сущности славы пониманию ее истинной цены. Волею судьбы князь Андрей совершает подвиг можно сказать классический подвиг офицера: он поворачивает бегущих с поля боя солдат и со знаменем в руках ведет их в атаку. Болконскому посчастливилось встретиться с наполеоном, отдавшим дань его воинской доблести. Кажется это звездный час героя. Но то, что представлялось еще вчера высшим человеческим уделом, главной целью жизни, здесь на поле сражения вдруг оказалось ничтожным. «Ничего нет верного» – вот опыт Болконского разрушивший его веру в славу. Разочарование в своем кумире он пережил на поле Аустерлица, но вера его в величие и славу была поколеблена еще ранее в Шенграбенском сражении. Там он узнал, что такое слава на самом деле и кого она увенчивает. Отряд Багратиона достиг цели под Шенграбеном во многом благодаря мужественным и умелым действиям батареи Тушина. Но сам капитан не только благодаря заступничеству Болконского. Князь Андрей воочию убедился в том что истинная храбрость чаще всего не получает признания а слава награды выпадают большей частью на долю людей ловких и пронырливых таких как Жерков. «Князю Андрею было грустно и тяжело. Все это было так странно, так непохоже на то, чего он надеялся». Отказавшись от идеала славы и величия, придававшего смысл его жизни, князь Андрей лишается радости существования. Пьера встретившегося со своим другом поразила происшедшая в нем перемена. Слава как цель жизни была ложна. Андрей Болконский убедился в этом на собственном опыте. То чего ему не доставало открывается в споре с Пьером, вернувшим князя Андрея к жизни. Пьер убеждал своего друга, что нельзя жить только для себя, что вот он « жил для себя и погубил свою жизнь». Князь Андрей жил ради похвалы других, а не ради других как он говорит. Ведь ради похвалы он готов был жертвовать жизнью даже самых близких людей. Позже они перешли от первоначального спорного вопроса к другим предметам. Оказалось что ответ на проблему: жить для себя или для людей зависит от решения других фундаментальных проблем. И в процессе обсуждения герои пришли к согласию в одном пункте: делать добро людям можно только при условии существования Бога и вечной жизни. «Ежели есть Бог и есть будущая жизнь то, есть истина, есть добродетель; и высшее счастье человека состоит в том, чтобы стремиться к достижению их». На страстную речь Пьера князь ответил не отрицанием, а словами сомнения и надежды: «Да, коли бы это так было!». В конце концов, в споре князь Андрей, кажется, вышел победителем. На словах он являл свой скепсис, и неверие, а на деле в тот момент переживал иное: веру и потому радость. Пьер не переубедил своего друга, тот не узнал от него что-либо новое, неизвестное ранее. Пьер пробудил в душе князя Андрея то, что было в ней. А это – лучше и бесспорнее всяких идей. Похожие материалы: Проза Бомарше Права женщин и их статус Поэзия К.Ф.Рылеева |
Жизненные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова
Страница 4
О литературе » Жизненные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова