Жизненные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова
Страница 3
О литературе » Жизненные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова

Пьер думал, что ему придется защищаться от догматизма, и он готов был поставить под сомнение позицию собеседника с помощью простого довода.

Итак, речь идет о совершенно особом знании, которое имеет мало общего с тем знанием предметов естественных законов математических правил, которые мы приобретаем в школе.

Первым и еще самым легким испытанием новых убеждений Пьера стал его спор с князем Андреем, где он выступает как человек знающий смысл жизни, а его друг как разуверившийся в нем. Пьера «поразила происшедшая перемена в князе Андрее. Слова были ласковы, улыбка была на губах и лице князя Андрея, но взгляд был потухший и мертвый…». Это описание есть хорошая иллюстрация мысли: «вера есть жизнь». Без веры человек мертв.

Пьер пытается убедить своего друга, что делать людям добро «есть единственное верное счастие жизни». Он рассказывает о преобразованиях в своих деревнях облегчивших жизнь крестьян. Князь Андрей готов согласиться, что дело Пьера-Добро для него Пьера, но не для крестьян. Люди постоянно ошибаются в таких вопросах. «А что справедливо, что добро –предоставь судить тому, кто все знает, а не нам». И князь Андрей по всем пунктам разбивает Пьера, доказывая ему, что строя больницы создавая школы, он делает крестьянам не добро, а зло, так как не облегчает их жизнь а, принося им, новые потребности усложняет ее. Опять мы сталкиваемся с переменчивостью и относительностью человеческих мыслей и оценок. Опять оказывается, что нет ответа на вопросы: Что дурно? Что хорошо? Кажется единственное, что постоянно в этом мире так это изменение всего и неизбежность смерти. Но с таким миропониманием герои примириться не могут. Они жаждут истины, которая была бы достоверной углублялась, но не изменялась и открывала, что есть добро само по себе независимо от субъективных склонностей настроений и целей каждого отдельного человека. Итак, два момента для героев: переменчивость неверность всего и неизбежность конца. Нельзя решить одного вопроса, не разрешив другого. Решением может быть только одно - существование Бога олицетворяющего высшую справедливость и истину. Если нет бога и вечной жизни, если человек временен, то и нет и не может быть никакой истины и нельзя знать, что хорошо, что плохо.

Пьер и Андрей ищут то, что жило глубоко в их душах, чем были пронизаны изнутри. Они жаждут обрести вечность неизменную истину среди меняющегося мира. Их не может устроить временное: Ни жизнь, ни истина. Если бы они отказались от вечности и признали временное за истинное тогда бы они изменили духу христианства.

Человек у Толстого всегда может спастись, но также в любой момент может и потерять свою веру. Так это дважды происходит с Пьером. В первый раз любовь а во второй раз смерть не оставили камня на камне от его убеждений подтвердив истинность слов А. Болконского: « Жизнь и смерть вот что убеждает»… и разубеждает. Жизнь не подтвердила веру Пьера в то, что делать людям добро «есть единственное верное счастие жизни». Нельзя сказать, что она была ложной, но следует признать, что для Пьера или точнее в Пьере она оказалась ненастоящей.

Счастье Андрея и Наташи открыло Пьеру неполноту его жизни лишенной любви и семейного счастья. И опять с новой силой Пьеру открывается зло и бессмысленность жизни. Но в этот раз он не находит решения проблемы его ничто не спасает: ни религия ни масонство ни идея самосовершенствования. И Пьер сдается, прекращает борьбу и смиряется со своим несчастием. Если прежде острые проявления «болезни» заставляли Пьера отчаянно искать и, в конце концов, найти спасение то теперь болезнь «была вогнана внутрь». Пьера спасают не мысли, а любовь к Наташе. Он снова обрел смысл и радость существования. Но на этом его испытания не кончились. В плену зрелище расстрела французскими солдатами мирных русских жителей разрушило его веру. Страшная картина насильственной смерти ни в чем не повинных людей обессмыслила мир в глазах Пьера.

Человек обладает удивительным свойством обращать силы направленные против него в свою пользу в пользу жизни. Преодолевает и Пьер свое отчаяние и вновь обретает веру в бога и возможность жизни. После этого Пьер стал величественнее и прекраснее. Как это произошло?

Пьер встретился в бараке для пленных с простым русским солдатом Платоном Каратаевым, который помог ему возвратиться к вере в жизнь. Речь Платона проста и незамысловата, она не идет ни в какое сравнение с умными глубокими рассуждениями Баздеева или самого Пьера, когда он излагал свою веру Болконскому. Каратаев говорит банальные общеизвестные вещи, его речь состоит в основном из поговорок и пословиц. Но для Пьера он был « непостижимым круглым и вечным олицетворением духа простоты и правды».

Для Пьера «главная прелесть его рассказов состояла в том, что в его речи самые простые события получали характер торжественного благообразия». Необыкновенная способность постоянно чувствовать целое позволяла Каратаеву не бояться смерти. Пьер знал и до встречи с ним о важности и нужности для человека бесстрашия смерти: ведь одной из обязательных масонских добродетелей была любовь к смерти.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие материалы:

Особенности образов героев в современной детской литературе
Несмотря на то, что действие современных произведений для детей нередко разворачивается во взрослом мире, главными героями этих произведений по-прежнему остаются дети. Это могут быть самые обыкновенные дети: они ходят в детский сад, не сл ...

Отношение просветителей к праву частной собственности
Никто из просветителей не решился посягнуть на принцип частной собственности. Наиболее передовые из них доходили до понимания того, что неравное распределение богатств среди членов общества есть величайшая из всех социальных несправедливо ...

Философские труды Дидро
Начал Дидро с откровенного признания христианского бога. Здесь сказалось влияние господствовавшей идеологии на неопытный и неискушенный еще ум юного мыслителя (вольный перевод и комментарий к книге английского философа Шефтсбсри, которую ...