К графическим наглядным пособиям краеведческого типа мы относим литературные карты края с условными обозначениями мест, интересных в историко-литературном отношении; ним же относятся маршрутные карты, топографические схемы путешествий писателя или героя художественного произведения, хронологические таблицы важнейших литературных событий, рекомендательные списки книг и др. Пособия такого типа изготовляются учащимися по заданию учителя. Ученик, приступая к созданию, например, литературной карты края, должен предварительно ознакомиться с художественной и критической литературой, выписать краеведческие сведения из разнообразных источников, обработать и сгруппировать собранный материал, подумать о его расположении и оформлении. Делается это под наблюдением и непосредственным руководством учителя. Графические краеведческие пособия могут быть с успехом использованы на уроке для осмысления отдельных периодов биографии писателя, например: «Странствования по Руси А. М. Горького», «Чернышевский в Забайкалье»; для показа места действия в топографии литературного произведения: «Поход Игоря на половцев», «План Бородинского сражения», «Местожительство Обломова в Петербурге», «Путешествие некрасовских странников»; для ознакомления с развитием литературы в данном крае и его значением в культурной жизни всей страны: «Литературная карта Смоленщины», «Лермонтовские места на Кавказе», «Замечательные литературные места Крыма». При изучении «Капитанской дочки» мы пользовались картой путешествия Пушкина по Уралу в районы восстания Пугачева. Цель экскурсий на вступительных занятий на уроках литературы в старших классах—показать общественные проблемы, выдвинутые жизнью и привлекающие внимание писателей в данный исторический момент. Учитель литературы не может при этом ограничиться сухой исторической справкой об общественно-политической обстановке эпохи. Не отвлеченными общими фразами и не цифрами экономической статистики, а живыми примерами из истории родного края воссоздаст он обстановку для правильного подхода к восприятию и анализу содержания изучаемого произведения. Особое место среди синтетических форм наглядности занимают киноуроки. В качестве примера можно сослаться на два киноурока, проведенные в Х классе (на тему «Маяковский») и VIII классе (на тему «Демон» Лермонтова) в одной из московских школ. Эти уроки интересны тем, что они показывают, из каких составных частей может складываться эта форма синтетической наглядности. В основу киноурока по «Демону» были положены картины-иллюстрации к поэме Лермонтова. Они были показаны через эпидиаскоп в той последовательности, в какой это было необходимо для учителя, ведущего урок. Но там, где нужно, был вставлен кусок из киноленты о Лермонтове, включена ария Демона «Не плачь дитя, не плачь напрасно» (для этой цели была использована патефонная пластинка). Лекция учителя, ведущего урок, прерывалась выступлениями учеников, которые читали отрывки из поэмы Лермонтова. Широко использованы картины Врубеля. Для того чтобы учащимся яснее был характер, художественная манера этого художника, было сказано несколько слов в процессе лекции о том, как писал картины Врубель и какое место в его рисунке занимает лицо, поза, движения основного героя и совершенно условно изображаемая окружающая обстановка, рассчитанная на то, чтобы усилить впечатление от героев, в данном случае от Демона и Тамары. В таком же плане был проведен и киноурок в Х классе о жизни Маяковского. Здесь также в основу были положены иллюстрации из книги о Маяковском, пейзажи Кавказа, снимки с «Окон РОСТА» и т. п. Но в лекцию вошел также отрывок из кинофильма о Маяковском, прозвучал голос Маяковского—запись его речи .на пленку. Само собой разумеется, что такого рода киноуроки требуют от учителя очень серьезной подготовки, так как все элементы, из которых составляется урок, должны быть абсолютно слажены друг с другом. Всякая неудача с показом той или иной картины или куска из фильма разбивает впечатление и может привести к совершенно обратным результатам. Киноурок должен быть подготовлен так же, как готовится спектакль, он должен представлять собой продуманное единое целое. Похожие материалы: Определение и соотношение понятий: сюжет, фабула,
конфликт Переработка сюжетов и переосмысление образов мировой классики в сказочных
пьесах Е. Л. Шварца. Новое содержание " старых"
сюжетов. Шварц и Андерсен Повести, сказания |
Литературные экскурсии
Страница 4
О литературе » Литературные экскурсии » Литературные экскурсии