Литературные экскурсии
Страница 4
О литературе » Литературные экскурсии » Литературные экскурсии

К графическим наглядным пособиям краеведческого типа мы относим литературные карты края с условными обозначе­ниями мест, интересных в историко-литературном отношении; ним же относятся маршрутные карты, топографические схе­мы путешествий писателя или героя художественного произ­ведения, хронологические таблицы важнейших литературных событий, рекомендательные списки книг и др. Пособия тако­го типа изготовляются учащимися по заданию учителя. Уче­ник, приступая к созданию, например, литературной карты края, должен предварительно ознакомиться с художественной и критической литературой, выписать краеведческие сведения из разнообразных источников, обработать и сгруппировать собранный материал, подумать о его расположении и оформ­лении. Делается это под наблюдением и непосредственным руководством учителя. Графические краеведческие пособия могут быть с успехом использованы на уроке для осмысле­ния отдельных периодов биографии писателя, например:

«Странствования по Руси А. М. Горького», «Чернышевский в Забайкалье»; для показа места действия в топографии литературного произведения: «Поход Игоря на половцев», «План Бородинского сражения», «Местожительство Обломова в Петербурге», «Путешествие некрасовских странников»; для ознакомления с развитием ли­тературы в данном крае и его значением в культурной жизни всей страны: «Литературная карта Смоленщины», «Лермон­товские места на Кавказе», «Замечательные литературные мес­та Крыма».

При изучении «Капитанской дочки» мы пользовались картой путешествия Пушкина по Уралу в районы восстания Пугачева.

Цель экскурсий на вступительных занятий на уроках литературы в стар­ших классах—показать общественные проблемы, выдвину­тые жизнью и привлекающие внимание писателей в данный исторический момент. Учитель литературы не может при этом ограничиться сухой исторической справкой об общественно-политической обстановке эпохи. Не отвлеченными общими фразами и не цифрами экономической статистики, а живыми примерами из истории родного края воссоздаст он обстановку для правильного подхода к восприятию и анализу содержания изучаемого произведения.

Особое место среди синтетических форм наглядности зани­мают киноуроки.

В качестве примера можно сослаться на два киноурока, проведенные в Х классе (на тему «Маяковский») и VIII клас­се (на тему «Демон» Лермонтова) в одной из московских школ. Эти уроки интересны тем, что они показывают, из каких составных частей может складываться эта форма син­тетической наглядности.

В основу киноурока по «Демону» были положены картины-иллюстрации к поэме Лермонтова. Они были показаны через эпидиаскоп в той последовательности, в какой это было необ­ходимо для учителя, ведущего урок. Но там, где нужно, был вставлен кусок из киноленты о Лермонтове, включена ария Демона «Не плачь дитя, не плачь напрасно» (для этой цели была использована патефонная пластинка). Лекция учителя, ведущего урок, прерывалась выступлениями учеников, кото­рые читали отрывки из поэмы Лермонтова. Широко использо­ваны картины Врубеля. Для того чтобы учащимся яснее был характер, художественная манера этого художника, было ска­зано несколько слов в процессе лекции о том, как писал кар­тины Врубель и какое место в его рисунке занимает лицо, поза, движения основного героя и совершенно условно изоб­ражаемая окружающая обстановка, рассчитанная на то, что­бы усилить впечатление от героев, в данном случае от Демона и Тамары.

В таком же плане был проведен и киноурок в Х классе о жизни Маяковского. Здесь также в основу были положены иллюстрации из книги о Маяковском, пейзажи Кавказа, снимки с «Окон РОСТА» и т. п. Но в лекцию вошел также отрывок из кинофильма о Маяковском, прозвучал голос Маяковского—запись его речи .на пленку. Само собой ра­зумеется, что такого рода киноуроки требуют от учи­теля очень серьезной подготовки, так как все элементы, из которых составляется урок, должны быть абсолютно сла­жены друг с другом. Всякая неудача с показом той или иной картины или куска из фильма разбивает впечатление и мо­жет привести к совершенно обратным результатам. Киноурок должен быть подготовлен так же, как готовится спектакль, он должен представлять собой продуманное единое целое.

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие материалы:

Художественное своеобразие мифов и легенд в произведениях Ч. Айматова («Белый пароход», «Пегий пес, бегущий краем моря», «И дольше века длится день»)
«Не насыщая пищей чрево, Жует себя двадцатый век И рубит, рубит Жизни древо, Как беспощадный дровосек … И это древо все покорней – Не по законам естества. Трещит кора, слабеют корни, И жухнет пыльная листва Великий разум! Запрети ...

Польское кино сегодня. Взаимосвязь с литературой
В августе 2006 года была организована встреча с Тадеушем Соболевским, кинообозревателем "Газеты выборчей", и Агнешкой Одорович, директором Польского института киноискусства. Главный вопрос, который прозвучал на конференции: «Ка ...

Начало работы
План помогает активно читать источник, и нет смысла откладывать его составление до повторного чтения, как иногда советуют. Это ухудшило бы первоначальное восприятие материала и необоснованно отодвинуло бы во времени составление записи. ...