Эвристические и дидактические возможности литературной экскурсии пока мало востребованы и в школьном преподавании литературы, хотя даже не столь богатая литературная история дает обширный материал к моделированию литературных маршрутов. Проецируя текст произведения в реальный ландшафт, развертывая его как здесь и теперь длящееся событие, литературная экскурсия создает ничем не заменимый эффект сопричастия художественному миру. Действительно, эффект взаимодействия литературного текста и ландшафта оказывается многоплановым. Во-первых, меняется восприятие самого художественного текста. Строки знакомого произведения, локализованные в маршруте, приобретают предельную конкретность. Экскурсант, сопоставляя объект и порождаемые им авторские ассоциации, сам входит в процесс творческого преображения местности. Во-вторых, меняется семантика повседневного пространства: знакомые улицы города, безликие, молчаливые дома приобретают облик, голос, говорят языком литературных преданий. В сознании воспринимающего срабатывают механизмы, превращающие профанное пространство в насыщенный смыслами культурный ландшафт. И, наконец, активизируются процессы идентификации территории и самоидентификации человека, проживающего на ней, углубляется естественная потребность знать и любить свой край. Но каждым годом литературное экскурсии занимает все большее место в работе учителя-словесника. Уже не требует особых доказательств то, что на самых различных этапах учебного процесса использование экскурсионного материала играет важную роль как в познавательном, так и в воспитательном отношении. Наиболее эффективными являются те экскурсии и походы, которые связаны с биографией писателя, так как они дают новый материал, стимулируют интерес к жизни и творчеству того или иного автора. Но, как известно, этот материал с успехом может быть использован и при ознакомлении с определенной исторической эпохой, и при заключительных занятиях по конкретной теме, где роль литературной экскурсии будет сводиться к закреплению материала. На одном из самых важных этапов учебного процесса, в работе над художественным текстом, литературные экскурсии занимают, на первый взгляд, не столь значительное место. Действительно, если имеются экскурсии, в которых целиком или частично может уложиться материал биографии писателя или характеристики эпохи, то ни одна экскурсия не заменит непосредственного анализа текста. Какова же роль литературной экскурсии на этом этапе работы, да и нужно ли она вообще здесь? Многочисленные наблюдения позволяют ответить на этот вопрос: да, нужно, и помощь может оказать немалую. Самое простое, что может сделать литературная экскурсия при работе над текстом художественного произведения—это быть иллюстрацией или комментарием, а иногда и содействовать образному восприятию произведения. Таковы, например, экскурсии, которые проводил известный теоретик и практик литературно-краеведческой работы Н. Н. Анциферов в 20-е годы по «Петербургу Достоевского», когда, идя по пути Раскольникова или Свидригайлова, он вместе со своими слушателями становился как бы свидетелем и даже участником описываемых событий. Такова экскурсия по «Петербургу Пушкина», но только по тем местам, которые описаны в его произведениях (а их много), экскурсия «по местам Печорина» на Кавказских Минеральных водах, на Бородинское поле, по местам Орловской области, описанным в «Записках охотника» и т. п. Иллюстрацией или комментарием к художественному произведению может быть и экскурсия по старым цехам большого предприятия (Кировский завод в Ленинграде). Эти экскурсии, которые воссоздают перед учениками картины прошлого, жизнь людей.Но литературное краеведение может не только иллюстрировать и комментировать художественное произведение, в процессе этой работы нередко учащиеся получают дополнительные знания, лучше усваивают и более глубоко понимают художественный образ. Литературная краеведческая экскурсия, проведенная в процессе работы над произведением, нередко дает возможность молодым читателям постигнуть и психологию творчества писателя. Например, посещение мест, воссозданных художниками слова, не только наглядно проиллюстрирует их произведения, но и введет учеников в тот мир чувств, переживаний, который помогал автору в воссоздании этих картин. Похожие материалы: Драматургия К. Симонова. Любовь, преданность,
верность и патриотизм в творчестве писателя Тема любви в творчестве Маяковского В.В. Определение и соотношение понятий: сюжет, фабула,
конфликт |
Литературные экскурсии
Страница 2
О литературе » Литературные экскурсии » Литературные экскурсии