Жизнь других складывается иначе. Это художник Пискарёв, художник Чартков, чиновник Поприщин («Записки сумасшедшего») и Акакий Акакиевич Башмачкин. В петербургских повестях, в отличие от первых своих повестей, Гоголь не только клеймит частные пороки и недостатки своих героев, а заставляет читателей думать о том, какие именно причины вызывают в жизни появление и забитого, исковерканного Акакия Акакиевича, и потерявшего человеческий облик майора Ковалева. Причины эти писатель находит в самой действительности самодержавно - крепостнического государства, где отношения между людьми основаны на угнетении, взяточничестве и продажности, и такую действительность, такие отношения отрицает Гоголь в первую очередь. Одна из первых повестей на петербургские темы - «Невский проспект»- напечатана в «Арабесках» в 1835 году. Невский проспект является здесь главным объектом изображения. Эта «всеобщая коммуникация» олицетворяет собою чиновничье - бюрократический Петербург. Основное впечатление от его облика - «всё не то, чем кажется». Красота Невского проспекта не может скрыть нищеты, бедности трагизма жизни бедняков. Наряду с блеском, великолепием Невского проспекта, где, как иронически замечает Гоголь, «человек менее эгоист, нежели в Морской, Гороховой, Литейной», изображены и бедные заброшенные окраины, где царят беспробудное пьянство, нищета и разврат. «…Он лжёт, во всякое время, этот Невский проспект». Сюжет повести основан на двух происшествиях, случившихся в одно и то же время: встреча художника Пискарёва с прекрасной незнакомкой и другая встреча - поручика Пирогова с блондинкой. Различна судьба этих людей. На фоне ложного великолепия Невского проспекта проходит трагедия «бедного, детски - простодушного» художника Пискарева. Он умер, не выдержав «вечного раздора мечты с существенностью». Судьба Пискарева типична и трагична. Пискарев гибнет, убедившись в крушении своих иллюзий, в эгоизме и продажности окружавшего его общества. Невский проспект погубил и другое существо - прекрасную незнакомку. «Толпа звёзд, крестов и всякого рода советников» толкнула её на путь разврата. Преуспевает лишь самонадеянный, тупой и довольный своим чином поручик Пирогов. Когда его высекли за волокитство, Пирогов готов был подать прошение в Государственный совет, но дело кончилось тем, что он «зашёл в кондитерскую, съел два слоёных пирожка, прочитал кое - что из «Северной пчелы» и вышел уже не в столь гневном положении». Вечером же он отплясывал мазурку в собрании чиновников и офицеров. Цензура, считая неудобным описание позорного наказания поручика, изъяла эту сцену. Пушкин же писал Гоголю после прочтения беловой рукописи повести: «Прочёл с большим удовольствием; кажется, всё может быть пропущено. Секуцию жаль выпустить; она, мне кажется, необходима для полного эффекта вечерней мазурки». Описывая толпу праздного Невского проспекта, Гоголь не раскрывает характеров обывателей, не даёт их внутренних переживаний. Это особый приём, сущность которого состоит в том, что Гоголь берёт лишь одну какую- нибудь особенность облика или туалета и доводит характеристику героя до гротеска. И потому не люди двигаются по улице, а «бакенбарды, атласные, чёрные, как соболь», «усы, которые заворачиваются на ночь тонкою веленевою бумагой», «дамские рукава, похожие на воздухоплавательные шары». Таким приёмом Гоголь ещё более подчёркивает условность и «призрачность» петербургской жизни. Петербург - город, где цену человеку придают вещи, а не мысли и чувства. Интересно заметить, что ещё в повести «Ночь перед Рождеством» изображена петербургская жизнь, такая непохожая на простую и вместе с тем поэтическую жизнь украинских крестьян - героев этой повести. «Стук, гром, блеск…кареты летали, извозчики, форейторы кричали…пешеходы жались и теснились под домами» - вот впечатление от Петербурга у кузнеца Вакулы. Близко соприкасается с «Невским проспектом» и другая петербургская повесть сборника «Арабески» - «Портрет». В этой повести поставлены два основных вопроса: о развращающей силе золота и о роли искусства в буржуазном обществе. Так же, как и в «Невском проспекте», Гоголь сталкивает здесь два враждебных друг другу мира: мир богатства и роскоши и мир столичной бедноты. «Гениальными эскизами» назвал Белинский зарисовки Гоголем быта и жизни бедного художника Чарткова, жизни обитателей чердаков, окраин. «Кажется, слышишь, перейдя коломенские улицы, как оставляют тебя всякие молодые желания и порывы. Сюда не заходит будущее, здесь всё тишина и отставка, всё, что осело от столичного движения». Похожие материалы: «Моцарт и Сальери». «Пир во время чумы» Говорящие фамилии в произведениях русских писателей. Говорящие фамилии в творчестве Д.И.
Фонвизина История появления образа. Тирсо де Молина. |
Петербург в произведениях Н.В.Гоголя.
Страница 2
О литературе » Петербург в произведениях Гоголя » Петербург в произведениях Н.В.Гоголя.