Церковная лексика подчеркивает торжественную нерушимость этого венчания поэта в купели города. Только сквозь призму такого благоговейно-литургического отношения к Петербургу становятся понятными более поздние стихи Ахматовой о Ленинграде. Город выбран как колыбель, как предназначение, от которого не может быть отказа. Итак, героиня выбирает "город славы и беды", город-колыбель своей поэзии: у нее свой путь, но в ней я память о том, что "есть иная жизнь". То, что не стало биографией героини, вошло в поэзию автора: народные начала лежат в основе этики и эстетики А. Ахматовой. Образ страны, Родины, России в ранней лирике возникал на уровне соотношения пространственно-временных видов, в период войны он обретает конкретность. ("Молитва", 1915 г) В ряде стихотворений Ахматова сравнивает Петербург с Венецией и Лондоном. Однако это сравнение, навязанное ей извне. Сейчас ясно, что речь идет о споре с Борисом Анрепом, жившем в Лондоне. "И пришел в наш град угрюмый В предвечерний тихий час, О Венеции подумал И о Лондоне зараз". [5, стр.109] Иронии и претензии полны строчки, адресованные тому, кто увидел в облике столицы только марево. Оценка столицы - это оценка страны, народа, его пути, веры. "Ты говоришь - моя страна грешна, А я скажу - твоя страна безбожна. Пускай на нас еще лежит вина, - Все искупить и все исправить можно". [5, стр.107] Похожие материалы: Введение. Жизнь есть сон «Мцыри» - романтическая поэма М. Ю. Лермонтова |
Развитие традиционных тем русской поэзии 19 века в
лирике Ахматовой. Тема Петербурга
в творчестве Анны Ахматовой
Страница 4
О литературе » Развитие традиций русской классической школы XIX века в творчестве Анны Ахматовой » Развитие традиционных тем русской поэзии 19 века в
лирике Ахматовой. Тема Петербурга
в творчестве Анны Ахматовой