И целый день, своих пугаясь стонов, В тоске смертельной мечется толпа. А за рекой на траурных знаменах Зловеще смеются черепа. Вот для чего я пела и мечтала Мне сердце разорвала пополам Как после залпа сразу тихо стало Смерть выслала дозорных по дворам". [5, стр.131] Послесловие к ленинградскому циклу "Разве не я тогда у креста, Разве не я тонула в море, Разве забыли мои уста Вкус твой, горе!" [5, с.323] Январь 1944 Причитание Ленинградскую беду Руками не разведу, Слезами не смою, В землю не зарою. За версту я обойду Ленинградскую беду. Я не взглядом, не намеком, Я не словом, не попреком, Я земным поклоном В поле зеленом Помяну. [5, с.323] 1944. Ленинград Судьба Ленинграда в годы сталинизма - судьба города, "распятого". "И ненужным привеском болтался Возле тюрем своих Ленинград". [5, стр. 197] В ранней лирике Ахматовой видны истоки ее гражданской лирики военных лет, где город будет назван ребенком, а статуя ноги - доченькой. Во многих стихотворениях Ахматовой выбор сделан в пользу Города: оставлено возможное ради единственного действительного. "А мы живем торжественно и трудно И чтим обряды наших горьких встреч, Когда с налету ветер безрассудный Чуть начатую обрывает речь. Но ни на что не променяем пышный Гранитный город славы и беды, Широких рек сияющие льды, Бессолнечные мрачные сады И голос Музы еле слышный". [20, стр.92] Город воспринят как судьба, как предназначение. О любви к городу, так же, как и А.А. Фет, говорит Анна Ахматова. Однако, у Афанасия Афанасьевича образ Петербурга вырастает до образа Родины. Фет: "Поэт! ты хочешь знать, за что такой любовью Мы любим родину с тобой! Зачем в разлуке с ней, наперекор злословью, Готово сердце в нас истечь до капли кровью По красоте ее родной? Как будто среди дня, замолкнувши мгновенно, Столица севера спала, Под обаяньем сна горда и неизменна. И над громадой ночь, бледна и вдохновенна, Как ясновидящая шла. Не верилося мне, а взоры различали, Скользя по ясной синеве, Чьи корабли вдали на рейде отдыхали, - А воды, не струясь, под ними отражали Все флаги пестрые в Неве. Заныла грудь моя, - но в думах окрыленных С тобой мы встретилися, друг! О, верь, что никогда в объятьях раскаленных Не мог таких ночей вполне разоблаченных Лелеять сладострастный юг! " [46, с.136] Ахматова: "Был блаженной моей колыбелью Темный город у грозной реки И торжественной брачной постелью, Над которой держали венки Молодые твои серафимы, - Город, горькой любовью любимый. Солеёю молений моих Выл ты, строгий, спокойный, туманный. Там впервые предстал мне жених, Указавши мой путь осиянный, И печальная Муза моя, Как слепую водила меня". [5, стр.83] В связи с этим стихотворением интересно высказывается Н.А. Кожевникова, которая указывает на значение звуковых повторов в стихах А. Ахматовой: "В стихотворении "Был блаженной моей колыбелью . " два соотнесенных определения Петербурга: "Темный город у грозной реки" - "Солеёю молений моих / Был ты строгий, спокойный, туманный". Также Кожевникова говорит, что: "Разные соответствия - полные и неполные - имеет слово "город": "страшный год и стройный город". "Гранитный город славы и беды", "И я свой город увидела / Сквозь радугу последних слез", "город горделивый", "горят города". [12, стр.126] Похожие материалы: Художественное своеобразие очерков Персонаж Религиозная тематика в лирике А. А. Блока |
Развитие традиционных тем русской поэзии 19 века в
лирике Ахматовой. Тема Петербурга
в творчестве Анны Ахматовой
Страница 3
О литературе » Развитие традиций русской классической школы XIX века в творчестве Анны Ахматовой » Развитие традиционных тем русской поэзии 19 века в
лирике Ахматовой. Тема Петербурга
в творчестве Анны Ахматовой