Творчество Бориса Андреевича Лавренева (Сергеева)
Страница 7

Ещё в 1919 году Максимилиан Волошин написал уже цитированное мною стихотворение "Гражданская война", заключительные строчки которого звучат так:

А я стою один меж них

В ревущем пламени и дыме

И всеми силами своими

Молюсь за тех и за других.

И в поэзии тех лет наблюдается деление на стихи "красных" и стихи "белых", хотя стихи "белых", если честно, мы прочитали только недавно, в конце 80-х годов.

Героику первых лет революции и революционную романтику двадцатых годов поэтически точно выразил Михаил Светлов. Герой его стихотворения "Гренада" - парень, презирающий удобства, он идет, мчится, скачет степными дорогами, опаленными войной. Парень умирает, но жил он так, как не мог не жить. В этом его представление о правде и смысле жизни.

Михаил Светлов воспевает мечту героя о мировой революции, поэтизирует стремление украинского хлопца воевать за победу революции у себя в стране и "чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать".

Светлов оправдывает смерть солдата, в борьбе за правое дело, в бою, она естественна.

Отряд не заметил

Потери бойца

И "Яблочко" - песню

Допел до конца.

Лишь по небу тихо

Сползла погодя

На бархат заката

Слезинка дождя…

Новые песни

Придумала жизнь…

Не надо, ребята,

О песне тужить…

Беспощадность к врагу - отличительная черта героев М. Светлова.

Наши девушки, ремешком

Подпоясывая шинели,

С песней падали под ножом,

На высоких кострах горели…

("Рабфаковке")

В знаменитой "Песне о Каховке" (1935 г) мы читаем:

Каховка, Каховка - родная винтовка…

Горячая пуля, лети!

Иркутск и Варшава, Орёл и Каховка -

Этапы большого пути.

Посмотрим по-новому на эти строки. Для М. Светлова места крупных сражений гражданской войны, где гибли люди

Иркутск и Варшава, Орёл и Каховка - всего лишь "этапы большого пути".

Строка "горячая пуля лети!" есть не что иное, как поэтизация войны. И романтически привлекательны для автора идущие сквозь огонь люди.

И девушка наша проходит в шинели,

Горящей Каховкой идет…

…Ты помнишь, товарищ, как

Вместе сражались,

Как нас обнимала гроза?

Тогда нам обоим сквозь дым

Улыбались

Ее голубые глаза…

К поэтам, воспевшим героику революционной борьбы, принадлежал и Николай Тихонов.

Поэт восхищен бойцами революции, их готовностью ценой своей жизни выполнить приказ.

Гвозди бы делать из этих людей:

Крепче б не было в мире гвоздей,-

утверждает он в знаменитой в те годы "Балладе о гвоздях" (1919-1922 г. г)

Метафора говорит о твердости, непреклонности, стойкости героев гражданской войны в борьбе за идеалы большевизма.

Рассмотрим отрывок из поэмы Николая Асеева "Буденный" - "Марш Буденного" (1923год). Здесь, как и у М. Светлова, - поэтизация боёв, убийства, гибели соотечественников.

…Не сынки у маменек

В помещичьем дому,

Выросли мы в пламени,

В пороховом дыму.

…Пусть паны не хвастают

Посадкой на скаку, -

Смелем рысью частою

Их эскадрон в муку.

…Все, что мелкой пташкою

Вьется на пути,

Перед острой шашкою

В сторону лети.

Не затеваем бой мы,

Но, помня Перекоп,

Всегда храним обоймы

Для белых черепов.

Выделенные строки выражают позицию автора. Были ли написаны в те годы сильные в художественном отношении стихи? Безусловно, да. Потому что у "красных" была крепкая вера в новую жизнь, в революцию. Какие яркие стихи писал, например, Владимир Луговской:

Сегодня не будет поверки.

Горнист не играет поход.

Курсанты танцуют венгерку,

Идёт девятнадцатый год.

"Курсантская венгерка"

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Похожие материалы:

Житиё Феодосия Печерского.
Это житиё написано Нестором после жития Бориса и Глеба. Кто же такой Феодосий Печерский? Это- инок, а затем он становится игуменом прославленного Киево-Печёрского монастыря. Это житиё отличается от рассмотренного нами выше большим психо ...

Литературные общества
Новыми литературными интересами была вызвана организация новых литературных обществ. Еще в самый разгар деятельности «Арзамаса» организовывается Вольное общество любителей российской словесности, которое становится видным центром борьбы з ...

Анкетирование среди учащихся 5-11 классов
Интересно узнать мнение учащихся разных возрастных групп по предпочтению варианта перевода сказок братьев Гримм. Для этого была составлена анкета совместно с психологом Савиновой Н. Н. со следующими вопросами: 1. Если бы переводчиком был ...