Ещё в 1919 году Максимилиан Волошин написал уже цитированное мною стихотворение "Гражданская война", заключительные строчки которого звучат так: А я стою один меж них В ревущем пламени и дыме И всеми силами своими Молюсь за тех и за других. И в поэзии тех лет наблюдается деление на стихи "красных" и стихи "белых", хотя стихи "белых", если честно, мы прочитали только недавно, в конце 80-х годов. Героику первых лет революции и революционную романтику двадцатых годов поэтически точно выразил Михаил Светлов. Герой его стихотворения "Гренада" - парень, презирающий удобства, он идет, мчится, скачет степными дорогами, опаленными войной. Парень умирает, но жил он так, как не мог не жить. В этом его представление о правде и смысле жизни. Михаил Светлов воспевает мечту героя о мировой революции, поэтизирует стремление украинского хлопца воевать за победу революции у себя в стране и "чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать". Светлов оправдывает смерть солдата, в борьбе за правое дело, в бою, она естественна. Отряд не заметил Потери бойца И "Яблочко" - песню Допел до конца. Лишь по небу тихо Сползла погодя На бархат заката Слезинка дождя… Новые песни Придумала жизнь… Не надо, ребята, О песне тужить… Беспощадность к врагу - отличительная черта героев М. Светлова. Наши девушки, ремешком Подпоясывая шинели, С песней падали под ножом, На высоких кострах горели… ("Рабфаковке") В знаменитой "Песне о Каховке" (1935 г) мы читаем: Каховка, Каховка - родная винтовка… Горячая пуля, лети! Иркутск и Варшава, Орёл и Каховка - Этапы большого пути. Посмотрим по-новому на эти строки. Для М. Светлова места крупных сражений гражданской войны, где гибли люди Иркутск и Варшава, Орёл и Каховка - всего лишь "этапы большого пути". Строка "горячая пуля лети!" есть не что иное, как поэтизация войны. И романтически привлекательны для автора идущие сквозь огонь люди. И девушка наша проходит в шинели, Горящей Каховкой идет… …Ты помнишь, товарищ, как Вместе сражались, Как нас обнимала гроза? Тогда нам обоим сквозь дым Улыбались Ее голубые глаза… К поэтам, воспевшим героику революционной борьбы, принадлежал и Николай Тихонов. Поэт восхищен бойцами революции, их готовностью ценой своей жизни выполнить приказ. Гвозди бы делать из этих людей: Крепче б не было в мире гвоздей,- утверждает он в знаменитой в те годы "Балладе о гвоздях" (1919-1922 г. г) Метафора говорит о твердости, непреклонности, стойкости героев гражданской войны в борьбе за идеалы большевизма. Рассмотрим отрывок из поэмы Николая Асеева "Буденный" - "Марш Буденного" (1923год). Здесь, как и у М. Светлова, - поэтизация боёв, убийства, гибели соотечественников. …Не сынки у маменек В помещичьем дому, Выросли мы в пламени, В пороховом дыму. …Пусть паны не хвастают Посадкой на скаку, - Смелем рысью частою Их эскадрон в муку. …Все, что мелкой пташкою Вьется на пути, Перед острой шашкою В сторону лети. Не затеваем бой мы, Но, помня Перекоп, Всегда храним обоймы Для белых черепов. Выделенные строки выражают позицию автора. Были ли написаны в те годы сильные в художественном отношении стихи? Безусловно, да. Потому что у "красных" была крепкая вера в новую жизнь, в революцию. Какие яркие стихи писал, например, Владимир Луговской: Сегодня не будет поверки. Горнист не играет поход. Курсанты танцуют венгерку, Идёт девятнадцатый год. "Курсантская венгерка" Похожие материалы: Житиё Феодосия Печерского. Литературные общества Анкетирование среди учащихся 5-11 классов |
Творчество Бориса Андреевича Лавренева (Сергеева)
Страница 7
О литературе » Изображение трагедии русского народа в литературе, посвящённой гражданской войне » Творчество Бориса Андреевича Лавренева (Сергеева)