Следующая наша остановка - сквер на высокой террасе Камы. "Набережный сад", "Сад Багратиона", "Гулянье над рекой", "Сквер имени Решетникова" (то ли писателя-пермяка Ф.М.Решетникова, то ли революционера В.И.Решетникова), - каких только названий не носил этот знакомый всем уголок! Но самым живучим оказалось забавное: "Козий загон" или просто "загон" - так называли его пермяки. Местный летописец В.С. Верхоланцев объяснял название причинами буквальными: "В шестидесятых годах сад был назван народом садом Багратиона, в честь генерала, привезшего в Пермь весть об освобождении крестьян, но это название не привилось и превратилось в комичное название "козьего загона", так как этих животных, мирно пощипывающих травку, тогда можно было часто видеть в этом саду"4. А Василий Иванович Немирович-Данченко слышал от местного обывателя такую версию. На вопрос, почему сквер называется Козьим загоном, ему пояснили: "Потому что мы наших супружниц сюда для прохлады по вечерам загоняем".7 Истинно патриархальный ответ. Недаром, видно, феминизм в Перми до сих пор не находит сочувствия. Кама изначально играла большую роль в жизни нашего города. Почти столетие до конца XIX века жизнь Перми почти всецело была подчинена сезонному ритму речной жизни. Конец зимы знаменовало вкрытие Камы, начало ледохода было радостным событием: "На берегу Камы день и ночь стоят репортеры, готовые при первом треске льда броситься сломя голову в редакцию с сенсационным известием: "Кама пошла!"5 Толпы гуляющих пермяков заполняли Набережный сад, стояли вдоль насыпи железной дороги и, оживленно обмениваясь замечаниями, следили за проплывающими льдинами. Взглянуть на Каму всяк стремится: С утра до вечера толпится В "загоне" радостный народ И смотрит, как проходит лед, Как льдину догоняет льдина, Шурша, дробится на куски, И тянет холодком с реки; <…> Беспечный, радостный, счастливый По пермским улицам народ С утра до вечера снует. Уж жарок воздух, точно летом, Но легок он, и пыли нет; Весь город залит дивным светом, Во всем блистает этот свет. Вон полулуны минарета Сверкают в славу Магомета, И золотых крестов игра, И Кама вся из серебра. < .> Пора особая настала Для развлеченья пермяка, Но это только лишь начало. Когда ж очистится река, И, мерно рассекая воды, Пойдут гиганты-пароходы, Совсем наш город оживет, И день и ночь всю напролет На пристанях и шум, и грохот. Да! В это время, черт возьми, Живется весело в Перми! 6 Начало навигации преображало город. С верховьев шли караваны барж с железом и солью, с низа поднимались в Пермь пассажирские пароходы. Первые приходящие пароходы, как писал Верхоланцев, брались чуть ли не с бою. Была такая традиция в речных городах: завтракать, обедать и ужинать в пароходных ресторанах. Стихотворение Б.Л.Пастернака "На пароходе" навеяно именно таким воспоминанием. Сценка семейного завтрака на Каме, наполненная светом и радостью существования, присутствует в повести "Детство Люверс". Сюжет "завтрака" восходит к реальной ситуации биографии поэта: Весной 1916 года, с началом навигации, Б.Л. Пастернак несколько раз приезжал в Пермь сопровождая очаровательную Фанни Збарскую - супругу инженера Б.И. Збарского, хозяйку Всеволодо-Вильвенской усадьбы, в которой жил Борис Леонидович всю зиму. Между Фанни Збарской и молодым Пастернаком сложились доверительные отношения, долгими зимними вечерами они беседовали обо всем на свете и о былом пережитом друг с другом. Однажды в мае, посещая город, они всю ночь напролет говорили - о чем? Ту тайну унесла с собою Камская вода. Он и она на белом пароходе, белой ночью, на переходе от весны к лету, с трепетным чувством очарования происходящим. Ночь завершилась, ужин затянулся, по времени был завтрак. Общаясь с Ф.Н. Збарской, Пастернак вновь оживляет все пережитые им прежде увлечения. Ночная беседа, утро, Кама, пристань, пароход - все складывается в зыбкую волну вдохновенья. Впечатления той ночи на Каме были источником создания стихотворения "На пароходе": Был утренник. Сводило челюсти, И шелест листьев был как бред. Синее оперенья селезня Сверкал за Камою рассвет. /…/ Седой молвой, ползущей исстари, Ночной былиной камыша Похожие материалы: «Лев, колдунья и платяной шкаф»: система образов Старший сын, Александр Александрович Пушкин (1833-1914г.) Нарния в СМИ |
Набережный сквер
Страница 1
О литературе » Литературные экскурсии » Набережный сквер