Феномен Гарри Поттера в современной культуре
Страница 2
О литературе » Влияние современной детской литературы на детей » Феномен Гарри Поттера в современной культуре

Пространственная организация детского произведения такова: мир делится на "свой" и "чужой", реальный и волшебный, причем границы этих миров прозрачны, они могут проникать друг в друга. Мир магов в "Гарри Поттере", противостоящий миру маглов, существующий параллельно с ним, - яркая тому иллюстрация.

Как мы видим, Джоан Ролинг создает произведение, отвечающее всем законом жанра детской литературной сказки.

Относительно национальных традиций литературной сказки вспомним, что именно Англия подарила миру большую часть сказочных сюжетов и героев: Л. Кэролл, Дж. Барри, Кл. Льюис, Лофтинг, Д. Даррел, П. Трэверс, Дж. Толкиен - далеко не полный список мастеров детской прозы. Специалисты выделяют следующие черты, отличающие английскую литературную сказку от сказок других стран:

А) герой - ребенок;

Б) герой сам приходит к своему создателю;

В) авторы, как правило, не были детскими писателями;

Г) обращенность одновременно к детям и к взрослым;

Д) одна из центральных проблем - взаимоотношения взрослых и детей;

Е) разнообразие языковых приемов, словесная игра;

Ж) пародия;

З) отступление от правила "счастливого конца".

Нетрудно определить, что всеми вышеперечисленными чертами обладают и сказки Дж. Ролинг.

Но для того, чтобы литературное произведение стало феноменом в мире литературы, недостаточно только следовать нормам и соответствовать образцам. Внося вклад в развитие литературы, произведение должно содержать элементы новаторства в той или иной области поэтики. Ролинг создает свой волшебный мир, в котором действуют свои законы и правила. Мифология Ролинг основана на мифологических и литературных традициях предшествующих поколений, и в то же время, это принципиально новое оформление уже известных образов, сюжетов, мотивов.

Пожалуй, самым спорным вопросом, касающимся литературных достоинств книг о Гарри Поттере, является вопрос об идейно основе этого произведения. Высказываются различные точки зрения, например: А) основная идея стара как мир - это борьба Добра и Зла; Б) книга отражает суть жизни европейский школ-интернатов и главная проблема в ней - адаптация детей к школьной жизни; В) история приключений детей в волшебной стране есть перифраз Священного Писания; Г) история Гарри Поттера - это иллюстрация развития личности, проблем самостановления, саморазвития, утверждения собственной индивидуальности. Добро и Зло здесь борются не только в мировом масштабе, но и в границах сознания каждого человека. Д) Просто будь собой! - главное правило, которое говорит директор школы волшебства Хогвартс Дамблдор Гарри Поттеру, и вместе с тем, главная идея произведения. Все приведенные высказывания справедливы в отношении сказки Дж. Ролинг, но не правомерно отдавать предпочтение одной из них: они дополняют друг друга, представляют комплекс идей произведения. Но нам хотелось бы отметить другую особенность сказки - это новый взгляд на категорию детства. Дети, наконец, предстают здесь не как образцы идеальности, невинности. Детство в "Гарри Поттере" не волшебный мир, в который взрослым хочется вернуться, но сложный, с массой своих проблем, период жизни человека. Детские характеры, созданные Джоан Ролинг, поражают своей психологической сложностью. Так книга о Гарри Поттере не просто позволяет детям оказаться в волшебном мире, быть наблюдателями чудесных приключений, но всем своим содержанием повествует о перипетиях и сложностях их детского мира, особенностях детской субкультуры. В отличие от укоренившейся традиции литературной сказки противопоставлять мир взрослых и мир детей, Ролинг делает взрослых полноправными участниками волшебных приключений, но правда, лишь тех взрослых, которые способны верить в чудеса и использовать их в повседневной жизни (то есть магов, а не маглов).

Итак, первый фактор, способствующий успеху книги Дж. Ролинг о Гарри Поттере - ее литературно-художественные достоинства - действительно является основополагающим.

Страницы: 1 2 3 4


Похожие материалы:

Семья. Годы учения
Солженицын родился через несколько месяцев после смерти отца. В 1924 семья переезжает в Ростов-на-Дону; там в 1936 Солженицын поступает на физико-математический факультет университета (окончил в 1941). Тяга к умственной самостоятельности ...

Можно в конце
Что мы знаем о человеке, который рассказал о себе - все? Кто он? Каким он был? "Этот человек, проживший так открыто, так напоказ, так на виду, оказался самым скрытым, самым невидимым и унес свою тайну в могилу". Все жизнеописан ...

Дуэль и смерть Александра Сергеевича Пушкина
Поразительная красота шестнадцатилетней барышни Натальи Гончаровой приковала взоры Пушкина при первом же ее появлении в 1828 году в большом свете Первопрестольной. "Когда я ее увидел в первый раз – писал Пушкин в апреле 1830 года мат ...