Лексические и стилистические средства выразительности. Лексический повтор
Страница 2
О литературе » Лексические средства выразительности в лирике » Лексические и стилистические средства выразительности. Лексический повтор

Но идет пехота

Мимо сосен, сосен,

Сосен

без конца.

(В. Луговой)

А на левом с ходу, с ходу

Подоспевшие штыки

Их толкали в воду, в воду.

А вода себе теки… (А. Твардовский)

Вот оно, мое веселье пляшет,

И звенит, звенит

, в кустах пропав.

И вдали, вдали

призывно машет

Твой узорный, твой цветной рукав.

(А. Блок)

Следует отметить, что в поэтических произведениях используются разные виды лексического повтора. Основные из них — анафора и эпифора

. Приведем несколько примеров лексической анафоры

, то есть повторения слов или группы слов в начале смежных строк поэтического текста:

Жди

меня, и я вернусь.

Только очень жди

,

Жди

, когда наводят грусть.

Желтые дожди,

Жди

, когда снега метут,

Жди

, когда жара,

Жди

, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

(К. Симонов)

Лениво

дышит полдень мглистый,

Лениво

катится река.

И в тверди пламенной и чистой

Лениво

тают облака.

(Ф. Тютчев)

Я

— страница твоему перу.

Все приму.

Я

- белая страница.

Я

— хранитель твоему добру:

Возвращу и возвращу сторицей.

Я

— деревня, черная земля

Ты

мне — луч и дождевая влага.

Ты

— Господь и Господин

А я

— Чернозем и белая бумага! (М. Цветаева)

В стихотворении Цветаевой противопоставляются я и ты. Я (многократный повтор «я») - это песчинка, в море подобных, созданных Господом и ведомых им. Я - лишь исполнитель воли Всевышнего, есть ощущение предопределенности событий, жизни. Я – tabula rasa (лат.) Руссо. Я – белая страница. Ты – ваятель. И если я принимаю добро, то возвращаю его сторицей т.е. вдвойне. Но если я не исполню твои заповеди, то конечно жизнь может преподнести неприятности, стать сложной. Здесь много сравнений. Автор сравнивает себя с черной землей, черноземом или как писатель с чистым листом – белой страницей. Господь – это луч, хранитель добра, дождевая влага. Как он распорядится, от этого зависит жизнь, пребывание на земле.

Эпифора

(греч. ept «после» + рhoros «несущий») — повторение слов или словосочетаний в конце строк. Этот стилистический приём часто используется в поэтической речи.

Милый друг, и в этом тихом доме

Лихорадка бьет меня.

Не найти мне места в тихом доме

Возле мирного огня! (А. Блок)

Своеобразным видом лексического повтора является повтор-подхват, повтор-стык

, когда второе полустишие каждой нечетной строки повторяется как первое полустишие последующей четной.

Я мечтою ловил уходящие тени

,

Уходящие тени

угасавшего дня.

Я на башню всходил, и дрожали ступени

,

И дрожали ступени

под ногой у меня.

И чем выше я шел, тем ясней рисовались

,

Тем ясней рисовались

очертанья вдали,

И какие-то звуки вокруг раздавались

,

Вокруг

меня раздавались

от Небес и Земли.

Чем я выше всходил, тем светлее сверкали

,

Тем светлее сверкали

выси дремлющих гор,

И сияньем прощальным как будто ласкали

,

Словно нежно ласкали

отуманенный взор.

И внизу подо мною уже ночь наступила

,

Уже ночь наступила

для уснувшей Земли,

Для меня же блистало дневное светило

,

Огневое светило

догорало вдали.

Я узнал, как ловить уходящие тени

,

Уходящие тени

потускневшего дня,

Страницы: 1 2 3


Похожие материалы:

Нарративные приемы как способ создания характеров в «Повестях Белкина»
Рассмотрим отношение между рассказчиком и героем, которое в прозе среди всех нарративных соотношений является наиболее развернутым. В этом отношении выступает прежде всего проблема точки зрения. Выработка последовательной и многоплановой ...

Чем определяется успех стихов Квитко, Введенского, Хармса у детей? Опираясь на «заповеди детским поэтам», дать анализ стихов А.Введенского «Кто?», «Когда я вырасту большой», Д.Хармса «Иван Топорыжки
Совершенно новые задачи стояли в 20-е и 30-е гг. и перед советской детской поэзией. Они вытекали из требований воспитывать в юном поколении качества строителей нового мира. Чтобы создать новую поэзию для детей, нужно было, опираясь на опы ...

Культурологические основы изучения литературы в аспекте литературного образования. Методологические и методические проблемы культурологического подхода в изучении литературы
На современном этапе литературоведение стремится не только истолковать тот или иной текст, но и выйти к читателю, постигающему ценностный смысл текста, к культуре, в которой современный человек должен чувствовать себя полноправной частью. ...