Но идет пехота Мимо сосен, сосен, Сосен без конца. (В. Луговой) А на левом с ходу, с ходу Подоспевшие штыки Их толкали в воду, в воду. А вода себе теки… (А. Твардовский) Вот оно, мое веселье пляшет, И звенит, звенит , в кустах пропав. И вдали, вдали призывно машет Твой узорный, твой цветной рукав. (А. Блок) Следует отметить, что в поэтических произведениях используются разные виды лексического повтора. Основные из них — анафора и эпифора . Приведем несколько примеров лексической анафоры , то есть повторения слов или группы слов в начале смежных строк поэтического текста: Жди меня, и я вернусь. Только очень жди , Жди , когда наводят грусть. Желтые дожди, Жди , когда снега метут, Жди , когда жара, Жди , когда других не ждут, Позабыв вчера. (К. Симонов) Лениво дышит полдень мглистый, Лениво катится река. И в тверди пламенной и чистой Лениво тают облака. (Ф. Тютчев) Я — страница твоему перу. Все приму. Я - белая страница. Я — хранитель твоему добру: Возвращу и возвращу сторицей. Я — деревня, черная земля Ты мне — луч и дождевая влага. Ты — Господь и Господин А я — Чернозем и белая бумага! (М. Цветаева) В стихотворении Цветаевой противопоставляются я и ты. Я (многократный повтор «я») - это песчинка, в море подобных, созданных Господом и ведомых им. Я - лишь исполнитель воли Всевышнего, есть ощущение предопределенности событий, жизни. Я – tabula rasa (лат.) Руссо. Я – белая страница. Ты – ваятель. И если я принимаю добро, то возвращаю его сторицей т.е. вдвойне. Но если я не исполню твои заповеди, то конечно жизнь может преподнести неприятности, стать сложной. Здесь много сравнений. Автор сравнивает себя с черной землей, черноземом или как писатель с чистым листом – белой страницей. Господь – это луч, хранитель добра, дождевая влага. Как он распорядится, от этого зависит жизнь, пребывание на земле. Эпифора (греч. ept «после» + рhoros «несущий») — повторение слов или словосочетаний в конце строк. Этот стилистический приём часто используется в поэтической речи. Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьет меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня! (А. Блок) Своеобразным видом лексического повтора является повтор-подхват, повтор-стык , когда второе полустишие каждой нечетной строки повторяется как первое полустишие последующей четной. Я мечтою ловил уходящие тени , Уходящие тени угасавшего дня. Я на башню всходил, и дрожали ступени , И дрожали ступени под ногой у меня. И чем выше я шел, тем ясней рисовались , Тем ясней рисовались очертанья вдали, И какие-то звуки вокруг раздавались , Вокруг меня раздавались от Небес и Земли. Чем я выше всходил, тем светлее сверкали , Тем светлее сверкали выси дремлющих гор, И сияньем прощальным как будто ласкали , Словно нежно ласкали отуманенный взор. И внизу подо мною уже ночь наступила , Уже ночь наступила для уснувшей Земли, Для меня же блистало дневное светило , Огневое светило догорало вдали. Я узнал, как ловить уходящие тени , Уходящие тени потускневшего дня, Похожие материалы: Нарративные приемы как способ создания характеров в «Повестях Белкина» Чем определяется успех стихов Квитко, Введенского, Хармса у детей? Опираясь
на «заповеди детским поэтам», дать анализ стихов А.Введенского «Кто?», «Когда я
вырасту большой», Д.Хармса «Иван Топорыжки Культурологические основы изучения литературы в аспекте литературного
образования. Методологические и методические проблемы
культурологического подхода в изучении литературы |
Лексические и стилистические средства выразительности. Лексический повтор
Страница 2
О литературе » Лексические средства выразительности в лирике » Лексические и стилистические средства выразительности. Лексический повтор