Стихотворения Некрасова были едва ли не первым поэтическим впечатлением в детстве Ахматовой. Об этом она говорила в "Автобиографической прозе" в заметке "Коротко о себе": "Стихи начались для меня не с Пушкина и Лермонтова, а с Державина и Некрасова ("Мороз, Красный нос"). Эти вещи знала наизусть моя мама" [6, с.236] Некрасов был ей чрезвычайно близок и дорог. Недаром в одной из анкет двадцатых годов, посвященных отношению писателей к Некрасову она именно его выдвинула на передний план: " 1. Любите ли вы стихотворения Некрасова? Люблю. 2. Какие стихотворения Некрасова Вы считаете лучшими? "Влас", "Внимая ужасам войны" и "Арина, мать солдатская". 3. Как Вы относитесь к стихотворной технике Некрасова? Некрасов несомненно обладал искусством писать стихи, что доказывают особенно ярко его слабые вещи, которые все же никогда не бывают ни вялыми, ни бесцветными. 4. Не было ли в Вашей жизни периода, когда его поэзия была для Вас дороже поэзии Пушкина и Лермонтова? Нет. 5. Как Вы относились к Некрасову в детстве? Некрасов был первый поэт, которого я прочла и полюбила . 7. Не оказал ли Некрасов влияния на Ваше творчество? В некоторых стихотворениях" [6, с.182] Поэтому нет ничего удивительного, что в "Черепках" вдруг возникла и зазвучала такая "некрасовская" строка: "И Музу засекли мою" [8, с.258] напоминающая знаменитое стихотворение великого поэта о Сенной площади, на которой ему довелось увидеть порку крестьянки: "И Музе я сказал: "Смотри, сестра твоя родная…" [33, с.63] Да и в стихах первой мировой войны Муза возникла у Ахматовой в образе крестьянки-беженки или погорелки - в дырявом платке и с хриплым голосом: "И Муза в дырявом платке Протяжно поет и уныло" [5, с.99] Вот еще один пример "некрасовской" Музы: "Веселой Музы нрав не узнаю: Она глядит и слова не проронит, А голову в веночке темном клонит Изнеможенная, на грудь мою" [5, с.84] Еще одна тема, связывающая обоих поэтов - это тема нищих. "Тема нищих появилась в поэзии Ахматовой в последние годы перед первой мировой войной. Нищие составили в ее стихах первый хор, их голосами зазвучал внешний мир. Героиня ее стихов на время замаскировалась нищенкой". [23, с.101] Во всяком случае, думается, что стремление очиститься путем перевоплощения в нищенку было подсказано не только действительностью, но и литературной традицией, где, например, можно указать Некрасова, стихотворение которого "Влас" Ахматова очень любила: "В армяке с открытым воротом, С обнаженной головой, Медленно проходит городом, Дядя Влас - старик седой. На груди икона медная; Просит он на божий храм, - Весь в веригах, обувь бедная, На щеке глубокий шрам; ……………… Полон скорбью неутешною, Смуглолиц, высок и прям, Ходи он стопой неспешною По селеньям, городам" [33, с.152, 154] В 1912 году, во Флоренции, Ахматова написала стихотворение, в котором была записана "программа" задуманного пути: "Помолись о нищей, о потерянной, О моей живой душе". [5, с.64] Интересно, что тема нищих пришла в стихи Ахматовой во время ее поездки в Западную Европу в 1912 году (Берлин, Лозанна, Генуя, Пиза, Флоренция, Падуя, Венеция, Вена). Красоты европейских столиц мало волновали Анну Ахматову, ее мысли были обращены к Родине. Даже олень в знаменитом берлинском зоопарке навеял "голосом серебряным" мысли о Севере, о воле, о "Снежной королеве" – Похожие материалы: Теория вопроса Жена, Наталья Николаевна Пушкина (1812-1863г.) Произведения для подростков |
Ахматова и Некрасов
Страница 1
О литературе » Развитие традиций русской классической школы XIX века в творчестве Анны Ахматовой » Ахматова и Некрасов