Прошло шестьдесят лет со дня Победы, а появляются все новые и новые книги, позволяющие углубить наше понимание Великой Отечественной войны. Конечно, далеко не каждое произведение последнего времени серьезнее и правдивее созданных ранее. Но если сравнивать основные тенденции, общую характеристику литературы разных периодов, то нетрудно заметить, что наша военная проза становится все богаче — и проблематикой, и уровнем исследования жизни, и глубиной проникновения в человеческую психологию. Важно подчеркнуть, что это богатство создается усилиями всей многонациональной советской литературы. Г. Ломидзе в своей монографии «Нравственные истоки подвига» рассматривает произведения М. Шолохова, К. Симонова, А. Чаковского, Г. Коновалова, А. Калинина, О. Гончара, Л. Первомайского, В. Козаченко, Ю. Збанацкого, В. Быкова, И. Мележа, А. Адамовича, И. Науменко, А. Кешокова, Ф. Ниязи, Т. Ахтанова, Айбека, Р. Джапаридзе, П. Куусберга, М. Бирзе, Й. Авижюса. Конечно, даже этот обширный список легко может быть продолжен. Но как ни богата наша литература, осмысляющая военную тему, трилогия «Живые и мертвые» (а шире — и все творчество К. Симонова) — сегодня, на мой взгляд, наиболее глубокое художественное исследование Великой Отечественной войны. Разбор драматургических произведений К. Симонова приводит нас к следующему неопровержимому выводу: только те пьесы талантливого драматурга имели настоящий успех, в которых он смело показывал острейшие противоречия и конфликты своего времени. Стоило писателю отклониться от проблем высокого общественного значения и обратиться к узкому миру сугубо личных, интимных переживаний его героев, как он терпел неудачи («Обыкновенная история», «Жди меня»), и, наоборот, те произведения, где личная, интимная жизнь героев не противостоит их общественной жизни, где личное и общественное живут в нерасторжимом единстве, приносили писателю неоспоримый успех. Творчество К. Симонова, как и других писателей советского времени, решительно противостоит теоретикам и практикам «бесконфликтности», нанесшим громадный ущерб советской литературе как в предвоенные, так и в послевоенные годы. [1] «Правда», 17 марта 1952 г. [2] К. Симонов. Солдатское сердце. «Литература и искусство», 15 апреля 1942 г. [3] Под каштанами Праги. Материалы к пьесе К. Симонова. М., 1946. Примечания автора к пьесе. С. 26. [4] Бирман А. Драматургия и театр // Литературная газета. 7 сентября 1949 г. [5] К. Симонов. Сочинения, т. I, Гослитиздат, М., 1952, стр. 4-24. [6] Сборник «Оружие мира». Л., 1951, стр. 141. [7] Топер П. Ради жизни на земле. М., «Советский писатель», 1975, стр. 288. [8] Плоткин Л. Литература и война. М.-Л., «Советский писатель», 1967, стр. 127. [9] «Театр», 1954, № 1. «Новые пьесы советских драматургов» [10] «Театр», 1954, № 1. «Новые пьесы советских драматургов». С. 32. Похожие материалы: «Мой Пушкин». А. С. Пушкин «глазами и сердцем ребёнка» Особенности поэтического слова Анны Ахматовой. Любовная лирика Ахматовой Анализ сюжета романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин" |
Заключение