Символический смысл лирических шедевров поэтов серебряного века
Страница 6
О литературе » Символический смысл лирических шедевров поэтов серебряного века

Повторяю печальный напев.

Невозможные сны за плечами

Исчезают, душой овладев.

Я шепчу и слагаю созвучья –

Небывалое в думах моих.

И качаются серые сучья,

Словно руки и лица у них.

17 ноября 1902

Если обратить внимание на эпиграф: «Несбыточное грезится опять». Под несбыточным понимается какая-то мечта, чудо, нечто фантастическое. Глагол «грезится» можно заменить синонимом чудится, воображается, представляется. Прочитав стихотворение можно увидеть, что картина вполне обычна – описание природы. Но при этом не нужно забывать, что Блок – поэт-символист, поэтому описание природы у него насыщено символами. Тест можно разделить на две части, в первой части происходит описание природы, а во второй описание душевного состояния лирического героя.

«Ещё бледные зори на небе…»

Утро еще только начинается, заря лишь занимается. О наступлении утра возвестил и петух. Это время на границе ночи и утра. В ночи червячок засветил, чуть рассвело – потух. Только в темноте можно увидеть светлячка. «Засветил» - автор намерено использует невозвратный глагол; светляк словно фонарщик, который зажигает и гасит огни.

Во второй строфе словно становится темнее: ветки потемнели, за рекой замигал огонек. Так и видится в темном далеком окне забрезживший неяркий свет…

В третьей строфе появляется лирический герой и возникает мотив дороги, часто присутствующий в стихах Блока. Можно догадываться о его состоянии, пейзаж навевает грусть, недаром эпитет «печальный» употребляется дважды: печальные поля и напев. К грусти подмешивается и чувство тревоги. Что-то беспокоит лирического героя («невозможные сны за плечами»). Может, он задремал, и во сне ему привиделось нечто странное, страшное. Мысли героя целиком поглощены этими снами, если он говорит, что они овладели его душой.

В последней строфе речь идет о писательском ремесле: «Я шепчу и слагаю созвучья», то есть стихи. Автор говорит: «Небывалое в думах моих». Скорее всего, в мыслях поэта зреют новые символы, потому что сравнение «словно руки и лица» заставляет нас увидеть не просто темные ветви деревьев по обочине дороги, а руки, человеческие лица, такие разные и необыкновенные. Возможно, поэт говорит о грандиозных, высоких замыслах, которые зреют в думах и воплощаются в созвучьях… Не все так просто в стихотворении, как кажется на первый взгляд. Стихотворение не только и не столько о природе, оно о «муках творчества». Творчество в понимании символистов – подсознательно-интуитивное созерцание тайных смыслов, доступных лишь художнику-творцу. Ценность стихотворной речи – в «недосказанности», утаенности «смысла», так считали символисты.

Символисты 900-х годов, преодолев крайности индивидуализма и субъективизма «старших» символистов, по-новому поставили вопрос об общественной роли художника, начали движение к созданию таких форм искусства, коллективное переживание которых могло бы вновь объединить людей. Идея «соборного искусства» с самого начала выглядела утопичной, но символисты и не рассчитывали на быструю практическую реализацию этой мечты. Важнее всего было вновь обрести позитивную перспективу, возродить веру в высокое предназначение искусства.

Мировоззренческие выводы из эстетики символизма 900-х годов заключались в проповеди человеческого единения, которое может быть достигнуто не в сфере социальной борьбы, только разобщающей людей, а в сфере творчества. При внешних проявлениях формализма и элитарности символизм в реальной практике сумел наполнить содержательностью работу с формой и, главное, сделать искусство более личностным, персоналистичным. Символизм существенно обновил философско-эстетическую парадигму русского искусства, наметил круг наиболее актуальной для XX в. художественной проблематики, внес бесценный вклад в обновление художественного зрения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 


Похожие материалы:

Принципы романтического жанра в новелле.
Э.Т.А. Гофман в историю мировой литературы вошел как представитель позднего немецкого романтизма. Основные принципы этого направления были уже сформулированы и развиты йенскими и гейдельбергскими романтиками. Характер конфликтов, лежащих ...

Особенности развития и становления драматургии 60-90-х годов
Рубеж 60-80-х годов был ознаменован активным поиском новых форм в драматургии и театре. Внимание к тем житейским моментам, которые служат точкой пересечения общественной и личной психологии, характерны для творчества В. Розова, А. Володин ...

Примерные темы аргументированного эссе
Политические: ü Открытое общество должно иметь открытые границы ü Служба в армии должна быть обязательной ü Переговоры с туристами недопустимы ü Восстание декабристов 1825 года было обречено на поражение Экономиче ...