Символический смысл лирических шедевров поэтов серебряного века
Страница 5
О литературе » Символический смысл лирических шедевров поэтов серебряного века

Какими средствами достигается многомерность образа?

Первые шесть строф подчеркнуто гротескно изображают социально – бытовой фон: «испытанные остряки» в котелках, пьяные крики, «женский визг», «пыль переулков», «пьяницы с глазами кроликов», «сонные лакеи».

Деталей немного, но они выразительные. Они дают представление не только о действительности, но и служат средством лирического самораскрытия – показывают ненависть героя к этому миру.

Детали быта сопрягаются с деталями пейзажа, искажая их – «бессмысленно кривится диск» луны, над озером «женский визг», даже пьянящий воздух весны превращается в стихотворение в «весенний и тлетворный дух» - темное начало, которое туманит сознание человека и правит его жизнью. Перечисление планов быта и природы рождает впечатление разлада, дисгармония бытия.

Подчеркнуто прозаическому бытовому плану первых шести строф противостоит, сталкиваясь с ним, романтический. Это столкновение уже подготовлено тем противоречивым сопряжением обыденного словаря и музыкального звучания, которое характерно для первой части.

Рифма в стихотворении становится одним из случаев закона звуковых соответствий. Подобнозвучачие пронизывает всю стихотворную ткань. Появляется Незнакомка, и контрастом к торжествующей пошлости звучит музыка сплошного ассонанса:

Дыша духами и туманами,

Она садится у окна.

И веют древними поверьями

Ее упругие шелка…

Обыденная жизнь приобретает загадочные очертания, в сознании героя происходит преображение действительности.

И вновь пред нами: синее – звездное, высокое, «из космических деталей»:

И очи синие бездонные

Цветут на дальнем берегу.

Духи и туманы, бездонные синие очи, дальний берег, на котором они «цветут» - все это образы, символизирующие приход Любви и Красоты так же, как «женский визг», «крендель булочный», «переулочная» пыль, «скука загородных дач», котелки остряков символизировали пошлость «страшного мира», его принужденную будничность.

Какой смысл скрыт в концовке и что являет собой Незнакомка? Возможны разные суждения о ней: Незнакомка – новый вариант образа Прекрасной Дамы; она – обычная ресторанная посетительница («дама из ресторана»), она – видение, которое пригрезилось поэту – романтику.

Ни одной из этих мнений не исчерпывает образа… Незнакомка таинственна.

Она - реальная женщина (в шляпе с перьями, кольцах, шелках), но в ней есть отблеск тайны, принадлежности к «очарованной дали», воздушность («дыша духами и туманами»), т.е. нечто, связывающее ее с Прекрасной Дамой, хотя ее мнение прозрачное. Обратим внимание на эпитет «очи синие» - цвет, символизирующий у Блока причастность к высокому, возвышенному. Поэтому с ее приходом человек забывает о грубом мире и ему открывается «берег очарованный», мир красоты, «сокровище» собственной души. Однако не исчезает и пошлый мир. Раздвоенность сознания, двоемирие, в котором оказывается герой, делает стихотворение трагичным. «За грустными и горькими словами Блока, завершающими «Незнакомку», - пишет А. Микешин, - ясно чувствуется трагическая подоснова, большая человеческая боль, крик о спасении».

Та «высокость» чувства и ожидания, каким жил блоковский герой стихов о Прекрасной Даме, утрачена, цельность исчезла, мечта не выдерживает столкновения с пошлостью и прозой. Чтобы не погибнуть и обрести внутреннюю свободу, человеку необходимо найти высокие истины и подлинные ценности в самой действительности. Открытие их и станет содержанием дальнейшей эволюции пути поэта, где его ждут страдания, но и взлеты, вершины счастья и провалы в бездну.

«Ещё бледные зори на небе…»

Несбыточное грезится опять.

А.Фет

Ещё бледные зори на небе,

Далеко запевает петух.

На полях в созревающем хлебе

Червячок засветил и потух.

Потемнели ольховые ветки,

За рекой огонек замигал.

Сквозь туман чародейный и редкий

Невидимкой табун проскакал.

Я печальными еду полями,

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие материалы:

Экзистенциальный мыслитель
Человек должен беспрерывно чувствовать страдание, иначе земля была бы бессмысленной. Ф. М. Достоевский Бытие только тогда и есть, когда ему грозит небытие. Бытие только тогда и начинает быть, когда ему грозит небытие. Ф. М. Достоевский ...

Каталоги и картотеки
Каталоги и картотеки– это принадлежность любой библиотеки и справочно-информационных фондов бюро научно-технической информации. Под каталогом понимается перечень документальных источников информации, имеющихся в фонде данной библиотеки и ...

Возвращение в Россию
В августе 1923 года Есенин вернулся в Москву. «Доволен больше всего тем, что вернулся в Советскую Россию», - писал он вскоре после приезда из-за границы. Все, кому в ту пору приходилось встречаться с Есениным, видели, как теперь особенно ...