Антон Павлович Чехов родился в Таганроге в небогатой купеческой семье. Отец и дед его были крепостными, но в 1841 г. его дед, Егор Михайлович, выкупил себя и свою семью на волю, а отец, Павел Егорович, завел в Таганроге свое торговое дело. Из крепостных же происходили и предки матери Чехова, Евгении Яковлевны. Павел Егорович стремился дать своим детям хорошее образование. Они обучались языкам, музыке. Помогая отцу в лавке, которая была чем-то вроде клуба, Чехов имел возможность общаться с разными людьми, присматриваясь к человеческим характерам. В 1876 г. Павел Егорович разорился и переехал в Москву, куда вскоре перебралась и вся семья. Лишь Антон остался в Таганроге, зарабатывая себе на жизнь репетиторством. Окончив в 1879 г. гимназию, он также переезжает в Москву и поступает на медицинский факультет университета. В 1880 г. появляются его первые публикации в юмористическом журнале "Стрекоза" . В 1882 г. его приглашает к сотрудничеству писатель и редактор петербургского сатирического журнала "Осколки" Н.А. Лейкин. Вся первая половина 80-х гг. связана в творчестве Чехова с юмористикой. Очень часто в ранних юмористических рассказах обыгрываются традиционные для русской классической литературы ситуации, разрешаемые им совершенно по-новому. Так, "перевернутой" предстает в рассказе "Толстый и тонкий" тема "маленького человека". Пафос чеховского повествования не в сочувствии к жертве, а в высмеивании чинопочитания, лишающего человека всего человеческого. То же относится и к рассказу "Смерть чиновника". К середине 80-х гг. в творчестве Чехова наметился некоторый перелом. Все чаще в его произведениях начинают звучать серьезные нотки, появляются рассказы с симптоматичными заглавиями — "Горе", "Тоска", в центре которых — человек, оставшийся наедине со своим горем. Это одиночество отражало общую ситуацию того времени, свидетельствуя о разрыве человеческих и общественных связей, что становится одной из ведущих тем чеховского творчества этого периода. В рассказе "Свирель" затронута трагическая тема истощающейся природы и духовно оскудевающего человека. В апреле 1890 г. Чехов предпринимает длительное и изнурительное путешествие на Сахалин, бывший в то время преимущественно местом каторги и ссылки. Это путешествие стало актом гражданского мужества писателя, написавшего книгу очерков "Остров Сахалин", в которой вскрыты злоупотребления тюремной и каторжной администрации. После Сахалина Чехов все чаще обращается в своем творчестве к общественно-политическим вопросам, которые волновали его современников. Чехов не признает ни за какой общественной теорией знания всей правды о жизни и тем более права на ее переделку. Эта тема раскрыта в рассказе "Дуэль", в котором устами одного из героев Чехов прямо заявляет, что "никто не знает настоящей правды". На знание такой правды претендует другой герой этого рассказа — ученый-зоолог Фон Корен — прямолинейный и нетерпимый человек. Уверенность в непогрешимости своих идей приводит к человеческим драмам, рождает отчужденность и недоверие людей друг к другу, ненависть. В рассказе "Дом с мезонином" Чехов изображает молодую женщину Лиду Волчанинову, увлеченную "теорией малых дел", т.е. программой русской интеллигенции, связанной с культурной работой в провинции, в деревне, с созданием школ, больниц, аптек, библиотек и прочее. Чехов сам занимался такой работой, находя ее полезной для народа. Но в Лиде его отталкивают догматичность мышления, непоколебимая убежденность в своей правоте, нежелание признать такое право за другими, в частности, за ее оппонентом — художником, влюбленным в ее младшую сестру, Женю. Лида претендует на монопольное владение истиной, а потому плохо слышит других. В чем-то прямолинейность Лиды, заявляющей, что всем пейзажам на свете она предпочтет "самую несовершенную из всех библиотек и аптечек", сродни максимализму Базарова, считавшего, что порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта. Высокомерие героини, излишне гордящейся своей филантропической деятельностью, ее самоуверенность, ложное осознание своей исключительности приводят ее к душевной глухоте. Она считает себя вправе разлучить свою сестру с художником и погубить молодое и прекрасное чувство. Образ-символ русской полицейской государственности создал Чехов в рассказе "Палата № 6". Одержимый манией преследования, интеллигент Громов благороден, честен, остро реагирует на зло и несправедливость, протестует против насилия и верит в правду, которая со временем воцарится на земле. Антиподом Громова является доктор Рагин. Он смиряется с порядками в больнице, считая, что любой протест бессмыслен, так как зло вообще неискоренимо, потому истинно мудрому человеку надлежит отъединиться от мира, уйти в себя. Но Рагину приходится проверить на себе собственные теоретические построения, философию невмешательства: по доносу своего приятеля он оказывается в палате № 6, где к нему приходит запоздалое прозрение. Рагин пытается протестовать, но умирает от жестоких побоев сторожа Никиты. Рассказ наводит на мысль о том, что в мире, живущем по извращенным законам, именно сумасшедший является по-настоящему нормальным человеком. Н.С. Лесков увидел в образе палаты № 6 образ всей России. Похожие материалы: Художественное своеобразие очерков Звучит песня «Сыновья уходят в бой» Связь сказок и мифов. Сказка «Белая уточка» |
А.П. Чехов (1860—1904)
Страница 1
О литературе » Жизнь и творчество Н.Г. Чернышевского, А.П. Чехова и А.И. Куприна » А.П. Чехов (1860—1904)