Николай Гаврилович Чернышевский родился в Саратове в семье священника. Предки его со стороны матери были священниками в третьем поколении. К своим родителям Чернышевский всегда относился с глубоким сыновним почтением. С ранних лет он обнаружил исключительные способности. Родители дали ему домашнее образование. Отец сам преподавал ему латынь и греческий. Дома имелась хорошая библиотека, где были сочинения русских классиков, современные журналы. В 1842 г. Чернышевский поступил в Саратовскую духовную семинарию, в которой сразу попал в число лучших учеников. Проучившись в семинарии четыре года и не окончив ее, Чернышевский решил продолжить свое образование в Петербургском университете и в 1846 г. отправился в столицу. Успешно выдержав приемные испытания, он был зачислен на историко-филологическое отделение философского факультета. Вспыхнувшая во Франции в феврале 1848 г. революция оказала сильное воздействие на студента, определив круг его интересов. Он погрузился в изучение трудов социалистов-утопистов, в которых видели тогда развитие христианского учения. По окончании университета в 1850 г. Чернышевский возвратился в Саратов, поступив учителем словесности в тамошнюю гимназию. Но карьера провинциального педагога вовсе не привлекала его, и в 1853 г. он вновь в Петербурге. Здесь он печатался в журналах и начал работать над диссертацией "Эстетические отношения искусства к действительности", в которой, по сути, проводилась мысль о коренном переустройстве социальной жизни в стране. Защита ее состоялась в мае 1855 г. и была восторженно встречена разночинной молодежью. В июле 1862 г. Чернышевский был арестован по обвинению в сношениях с эмигрантами, т.е. с Герценом, и заключен в одиночную камеру Петропавловской крепости, где он находился два года и где был написан роман "Что делать?". К этому роману нельзя приложить привычные мерки, как к произведениям великих писателей того времени. В произведении Чернышевского мы имеем дело с философско-утопическим романом. Мысль в этом произведении преобладает над непосредственным изображением жизни. Не случайно роман был оценен революционно-демократической интеллигенцией не как собственно художественное произведение, а как программное произведение по социалистическому преобразованию жизни. Глухая полемика с романом Чернышевского отчетливо проступает в "Войне и мире" Толстого и в "Преступлении и наказании" Достоевского. Без знания этого романа невозможно правильно представить и понять эпоху, в которую он создавался и которую по-своему отобразил. Композиция произведения строго продумана: изображение "пошлых людей", изображение "обыкновенных новых людей", образ "особенного человека" и сны героини романа Веры Павловны. Мир "пошлых" людей представлен образами родителей Верочки, а также Сержа Сторешникова и других персонажей; мир "обыкновенных новых людей" — образами Лопухова, Кирсанова, самой Веры Павловны, в качестве "особенного человека" выведен Рахметов; в снах Веры Павловны заключена философская концепция Чернышевского. "Новых людей" от "пошлых" отличает новое понимание человеческой выгоды, которую они видят в возможности творить добро для других. Они называют это "теорией расчета выгод" или "разумным эгоизмом". Это новая этика, которую "новые люди" Чернышевского утверждают всем образом жизни. В соответствии с ней все поступки человека должны совершаться не в результате принуждения, а по внутреннему влечению, должны согласовываться с желаниями и убеждениями. По мнению Чернышевского, мораль "новых идей" высвобождает творческие возможности человеческой личности. По-новому строятся у них и отношения между людьми, в том числе отношения семейные. Прежде всего, считают они, в сфере семьи необходимо преодолеть неравенство мужчины и женщины, что станет залогом гармонии их союза. Образ "особенного человека" стал первым в русской литературе образом профессионального революционера. Чернышевский показывает процесс становления революционера. Главное отличие Рахметова от "новых людей" в том, что у него нет личной жизни, которую ему заменяет служение обществу, причем он сознательно пошел на это. Общее дело стало для Рахметова высшей потребностью и смыслом существования.
Страницы: 1 2
Похожие материалы: Фантастическое как элемент поэтической системы
Булгакова. Фантастика в
сатирическом и философском аспекте Использование символики чисел в литературных
произведениях. Баллады В.А. Жуковского и Н.М.
Карамзин «Наталья - боярская дочь» Работа с источниками информации
планирование работы |
Н.Г. Чернышевский (1828—1889)
Страница 1
О литературе » Жизнь и творчество Н.Г. Чернышевского, А.П. Чехова и А.И. Куприна » Н.Г. Чернышевский (1828—1889)