На запрокинутом лице? Только потом герой понимает свою ошибку: Я не открою тебе дверей. Нет. Никогда. Слишком поздно. Для него потерян чистый, высокий идеал, и в “Масках” “тайно сердце просит гибели”. “Все чаще я по городу брожу. // Все чаще вижу смерть - и улыбаюсь”. “Вольные мысли” как нельзя лучше передают душевную усталость поэта. “Моя душа проста”. После переживаний, страданий и тоски лирический герой перерождается и начинает все сначала. “Страшный мир” - новая грань в мировоззрении поэта. Страшный мир - это реальность, которая вытеснила из атмосферы, окружающей героя всё романтическое и возвышенное. Страшный мир - это нелюбовь, не только окружающая его, но и “вытравившая” его душу, которая “на последний путь вступая // Безумно плачет о прошлых снах”. Опустошение и усталость рождают страсть. Ищущий выхода герой стоит перед дилеммой: “Притворяться непогибшим // И об игре трагической страстей // Повествовать еще не жившим” или отдаться “роковой отраде горькой, как полынь, страсти”. Не будучи в силах сделать выбор, “унижаемый и злой”, герой делает страшный для мира, для Вселенной вывод: Живи еще хоть четверть века – Все будет так. Исхода нет. Умрешь - начнешь опять сначала, И повторится все, как встарь. “Я сегодня не помню, что было вчера”, - пишет Блок в следующем своем сборнике “Возмездие”. Но начинать жизнь сначала можно лишь с радостным чувством, он же “смертельно болен” оттого, что его “земное сердце уставало // Так много лет, так много дней .” К жизни лирического героя возрождает его “небесное” сердце. “О, я хочу безумно жить!” - пишет он в “Ямбах”. Вернувшись к жизни, Блок возвращается к страсти в сборнике “Кармен”. Для героя “бушует снежная весна”. Но здесь уже намечается проблема, которая позднее будет раскрыта в поэме “Соловьиный сад”: Здесь - страшная печать отверженности темной За прелесть дивную - постичь ее нет сил. Там - дикий сплав миров, где часть души вселенной Рыдает, исходя гармонией светил. В этой поэме Блок осмысливает проблему счастья: чему посвятить свою жизнь: гражданскому или семейному счастью? Вывод? “Заглушить рокотание моря // Соловьиная песнь не вольна!” Блок находит оптимальный выход: он объединяет интимную и патриотическую любовь в одном цикле “Родина”. В письме к Станиславскому Блок пишет: “Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь”. Слияние темы Родины с темой любви находит свое выражение в отождествлении Руси с образом женщины-крестьянки и возлюбленной лирического героя. Его образ в произведении не однозначен и представляет собой синтез древнего воина и лирического героя, чья жизнь переосмысливается во всех циклах и стихотворениях сборника поэта. В каждом стихотворении его образ изменяется под влиянием жизненного опыта А. Блока. В последнем этапе творчества поэта его лирический герой - не герой Символизма, а, скорее, собрание всего пережитого и перечувствованного Блоком.
Страницы: 1 2
Похожие материалы: Семейно-бытовые обряды (поминальные стихи) Связь с трагедией А.С. Пушкина «Борис Годунов» Краткая биография и ранне творчество Сумарокова. Краткая
биография писателя |
Лирический герой А. А. Блока
Страница 2
Александр Блок » Лирический герой А. А. Блока