Любое литературное произведение - создание не всего общества или государства, а одного, иногда - нескольких талантов. В нем могут рассматриваться важнейшие проблемы эпохи и изучаться острые социальные и философско-нравственные конфликты времени, но подход к одному и тому же вопросу у нескольких представителей человечества будет разным. Автор произведения излагает свою точку зрения на проблему, он субъективен в оценке действительности, и особенности его мировосприятия выявляются через изображение им событий, личностей, поступков, отношений и чувств с помощью выбранных им художественных средств и приемов. В стихотворение вводится лирический герой - своеобразное “эго” поэта, одно из обозначений его целостного существования в литературе. Начало XX века разрушало традиционные для русской классической прозы и поэзии каноны, наполняло атмосферу творческой жизни многообразием красок и звуков. Создавались оригинальные композиции и формы, яркие образы и сложные для понимания идеи и теории. Стать новатором казалось невозможным, но, несмотря на это, произведения студента Блока сразу обратили на себя внимание творческой интеллигенции - Д. Мережковского, Зинаиды Гиппиус, Бориса Бугаева. Молодого поэта порой осуждали за “косноязычие” в первых стихотворениях, но его лирический герой, с его особенным характером, искренностью и мечтами, околдовал и заворожил их. Начало творчества Блока связано с символизмом, под влиянием которого находился поэт. Как Владимир Соловьев, он видел в основе мироздания женственное начало, воплощение красоты и святости. Его лирический герой “околдован огнями любви”, покоренный величием и божественностью приходящей к нему Прекрасной Дамы. Как романтический рыцарь “молча ждет, тоскуя и любя” свою возлюбленную, так поэт мечтает о свидании с “незнакомкой”, приносящей в его мир гармонию и одновременно загадку. Прекрасная Дама - идеал, недоступное счастье, мечта, к которой невозможно приблизиться: И чиста и нежна, Ты царила над шумной толпой. Одновременно стремится к соединению с прекрасным миром гармонии и сознает опасность гибели в нем человеческого, земного. Пытаясь забыть “смертельные мечты” и освободиться из плена “тревожной любви”, он становится еще более зависимым от “чистого” идеала, дарующего поэту вдохновение и веру: О, я стремлюсь к борьбе с собою, К бесплодной, может быть, борьбе . Когда-то полная тобою Душа тоскует - о тебе! Александр Блок подолгу жил в Шахматове, родовом имении Бекетовых, где мог проводить долгие часы в созерцании и размышлениях. Современники поэта вспоминают, что необыкновенно сильное впечатление на него произвела юная прекрасная девушка, набирающая воду из колодца. Так в творчество Блока вошла народная тема, в это время связанная с красотой души русской женщины, олицетворявшей для него Россию: Вот оно, мое веселье, пляшет И звенит, звенит, в кустах пропав И вдали, вдали призывно машет Твой узорный, твой цветной рукав. Тем не менее было бы неверно называть жизнь молодого Блока безмятежно спокойной. Счастливый своей мечтой, он все же предчувствовал роковое событие будущего, готовил себя к предстоящим испытаниям и трудностям: Весь горизонт в огне, и близко появленье, Но страшно мне: изменишь облик Ты Настала эпоха перелома, великих испытаний “для всей земли русской” - революция 1905-1907 годов, первая волна народных негодований. Восстание было подавлено, но для всей интеллигенции оно явилось зловещим предзнаменованием, символом грядущих перемен: Лирический герой Блока размышляет о судьбе Родины, переосмысливает ее образ и приходит к неоднозначному восприятию действительности. В поэме “На поле Куликовом” он представляет умиротворяющую, наполненную философским покоем природу Руси: Река раскинулась. Течет, грустит лениво И моет берега. Над скудной глиной желтого обрыва В степи грустят стога. Русскому характеру, в понимании Блока, свойственна сила духа, вера в Богоматерь, проникновение в мир божественного, таинственного и прекрасного. Великому покою противопоставляет стремительное движение времени и вместе с ним - России. Блок переосмысливает образ тройки, появившейся в русской литературе благодаря произведениям Гоголя. Лирический герой чувствует музыку и, красоту этого полета в пространстве, но его не может не тревожить вопрос, куда-то “несется” странница-Русь:
Страницы: 1 2
Похожие материалы: Лирика любви в творчестве С. А. Есенина Название произведений Характеристика эпитета в произведениях А. Ахматовой. Семантическая
характеристика |
Введение
Страница 1
Александр Блок » Введение