Финал повести - утро, восход солнца, за которым наблюдает старый Кирпиков. Забравшись на крышу, он с благодарностью думает о своей старости, ибо только теперь земля чуть отпускает мужика от себя, перекладывая трудовые заботы на молодые плечи и руки: Он переберет, не откладывая на последнее озарение, свою жизнь, он постарается понять, почему у него была такая жизнь, а не другая. Он был благодари памяти, своей судьбе и солнышку, всей жизни и новому теплому и ясному дню «Но такие дни посылаются не только для радости, они и для работы. Надо обязательно делать что-то хорошее и нужное, чтобы делом своим, пусть маленькие отблагодарить за такой день. Вечное желание человека быть счастливым В.Крупиным представлено в чистоте и простоте уже данного человеку природой. Счастье - не цель, но возможность, которую лишь надо использовать: «И было бы тихо. И никто бы не ссорился. И было бы спокойно думать что те, кто был до тебя, видели такие дни, и хорошо бы, чтобы те, кто будет после, увидели бы их тоже». Конец 80-х - начало 90-х гг. знакомят читателя с новым этапом в творчестве В.Крупина. Во-первых, романтически-ироническая интонация все чаще переходит в трагедийную; во-вторых, усиливаете исповедальность его прозы, внутренний мир человеческого «я» осмысливается в классических приемах психоанализа («диалектика души»). Наконец, усиливается критическое начало его прозы. Особенно выразителен в этом смысле роман «Спасение погибших» (1988). В нем три повествовательных плана и три фабульных линии. Один план - фарсовый, сатирический - связан с обстоятельствами жизни писателя Залесского, отличившегося при жизни обилием бездарных книжек и безнравственных идей: сделать литературу средством наживы; сделать предательство средством выживания; сделать роман способом утверждения собственной гениальности за счет использования чужих мыслей и сочинений, лишь комментируя эти сочинения. Кроме того, Залесский выдвигает идею планирования смерти писателя, чтобы все успели подготовиться с некрологом, речами и т.д. Благополучно умерев по «календарному плану», Залесский благополучно воскресает под новым именем, с новой женой и новой талантливой рукописью, украденной у молодого писателя. Второй план - драматический, фабулу его составляет история жизни талантливого молодого писателя, который хочет написать о главном: что мы потеряли в исторической погоне за всеобщим счастьем? Какими мы были? Какими стали? Фабульное повествование перемежается главами - вставными новеллами из черновиков Олега («О бабе Насте», «Пятый угол», «Стенограммы», «Перерыв», «После перерыва»). Олег умирает; вероятно, его отравили, рукопись частично сдают в макулатуру (ее удается найти и спасти его другу-учителю и его ученикам), большую же часть уносит новоиспеченная жена «покойника» Залесского. Объединяет оба плана романа трагическая судьба учителя, предпринявшего попытку защитить память Олега, его талант и наказать зло. Финал возвращает нас в конец прошлого века, к знаменитой чеховской «Палате № 6». С дачи Залесского учителя увозят в больницу, в палату № 600, где он плачет от унижения, боли, ужаса. Невозможно усилиями одного бороться против столь масштабного зла, которое в современной России превратилось в обыденную жизнь серых и бесталанных, по количеству превышающих талантливых и порядочных. Однако сам писатель продолжает писать, а значит вести бой за человека, за страну, за жизнь. В 1990 г. выходит его книга «Свет любви», в 1994-1995 гг. - повесть «Крестный ход». И вопреки трагическому исходу XX столетия, в прозе В.Крупина живет вера в то, что не последнее тысячелетие на дворе: «Милые люди, разве не прекрасна жизнь, разве не для нас каждое утро наступает рассвет? Надо идти к нему!» Похожие материалы: 4 июня 1972 год Сентиментализм во
французской литературе. «Стихи к Пушкину». Вызов отрицанием |
Творчество Крупина Владимира Николаевича
Страница 3
О литературе » Творчество Владимира Николаевича Крупина » Творчество Крупина Владимира Николаевича