Заключение

Итак, мы рассмотрели две знаменитые утопии эпохи Возрождения: «Утопию» Томаса Мора и эпизод «Телемская обитель» в романе Франсуа Рабле. В обоих произведениях даются картины идеального устройства общества, но при этом изображаемые миры по сути противоположны друг другу.

Роман Мора представляет собой основу для всех будущих социальных утопий. Все в описываемой им стране равны, все сообща трудятся во имя общего блага. У утопийцев нет денег, им чужда любовь к материальным ценностям. Нет у них и такого понятия как «частная собственность», все работающие люди имеют одинаковые права на созданное их трудом. Все стороны жизни утопийцев оговорены строгими законами.

Рабле создает в своем романе утопию совсем другого рода. Телемская обитель представляет собой противоположность привычным аббатствам. Там могут жить лишь молодые красивые люди хорошего происхождения, которые проводят время самым приятным образом: в беседах, чтении, игре на музыкальных инструментах и т.д. Однако их жизнь вовсе не предполагает вседозволенности – телемитами руководят не законы, а собственная честь и порядочность. Таким образом, идеальное общественное устройство Мора предполагает всеобщее равенство и совместный труд, а также умеренность желаний и всеобщее удовлетворение существующим порядком вещей. Рабле же создает общество людей, прекрасных физически и духовно, а главное – живущих сообразно собственному разумению, свободных как от жестких законов, так и от необходимости бороться с нуждой.


Похожие материалы:

Заключение.
Изучив нижеприведённые источники литературы, можно сделать вывод, что Гоголь разделял Петербург на богатых и бедных, считал Петербург городом социальных контрастов. Остриё своей сатиры Гоголь направлял не на отдельные недостатки, а на всю ...

«Утопия» Томаса Мора и эпизод «Телемская обитель» в романе Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». Переклички романа Рабле с «Утопией»
По мнению известного литературоведа Э. Ауэрбаха, Рабле «из всех современников более всего был обязан» Томасу Мору. В романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» действительно много перекличек с «Утопией». Во-первых, нельзя не вспомнить, что страну ...

"Лексическая дерзость" как определяющая черта поэтики
Одна из важнейших черт поэтики Бродского - дерзость в пользовании лексикой, проявляющаяся в недискриминированном словаре. По словам Я. Гордина, в очередной раз в русской культуре, в русском языке поэт очень многое соединил. Просто он осущ ...