Можно отметить, что авторы используют символику чисел, чтобы создать и лучше раскрыть образы героев. Толстой и Булгаков используют много числовых подробностей. Несмотря на это, многие числа несут на себе огромную символическую нагрузку, помогая нам лучше понять то или иное событие. Некоторые из них авторы особым смыслом наполнили сами, например, Толстой вводит в свои произведения число 28. Карамзин и Жуковский используют числа для усиления экспрессивности речи, для придания своим произведениям оттенка сказочности, сохранения «старого» стиля. Достоевский использует числа-символы, чтобы подчеркнуть наиболее важные моменты в произведении. В «Пиковой даме» и «Вишнёвом саде» авторы используют «положительные» числа в качестве «отрицательных» символов для того, чтобы ярче показать безысходность или, наоборот, комичность положения, в которое попали герои. Этот приём мы впоследствии увидим у Булгакова.
Русская литература – неизведанный край, где каждый может найти для себя много нового, поэтому эта тема заслуживает внимания и дальнейшего изучения.
Приложение
Значение часто встречающихся чисел.
3 |
Священное, счастливое число. Показывает в основном положительные качества: священность совершенного поступка, храбрость и огромную силу, как физическую, так и духовную, важность чего-либо. |
6 |
У разных авторов – разное значение; в основном (Толстой, Достоевский) связано со смертью. Но также используется как «положительный» символ (Жуковский). |
7 |
Священное, счастливое число. В основном связано с человеком, его переживаниями. Всегда обозначает что-то хорошее, часто волшебное и чудесное. |
12 |
Число, обозначающее почти всегда положительные моменты жизни людей. Часто ассоциируется с двенадцатью апостолами (применимо для группы людей). Так как сумма цифр числа – три, используется оно примерно с той же целью. |
17 |
Священное число. Символ гармонии, любовь, совет, расположение. С этим числом обычно связано взросление человека и первая любовь (Карамзин). |
Авторы |
Произведения |
Использу-емые числа |
Выводы |
Карамзин |
«Наталья – боярская дочь» |
17, 4, 5, 3, 13 |
Символика ясная и простая, понятные числа. |
Жуковский |
баллады |
3, 12, 6, 7 |
Символика также ясная и простая. |
Пушкин |
«Капитанская дочка» |
3, 87 (6), 17, 7, 47 (2) |
В основном символика также ясная и простая, но Пушкин использует здесь «положительные» числа в качестве «отрицательных» символов. |
Толстой |
«Война и мир» |
Почти все в интервале от одного до 20. |
Использует символику чисел достаточно часто. Так же, как и Пушкин, иногда использует «положительные» числа в качестве «отрицательных» символов |
Достоевский |
«Преступление и наказание» |
7 , 6, 4, 30 |
Все числа имеют конкретное значение, иногда не похожее на общепринятое. |
Чехов |
«Вишнёвый сад» |
17, 87 (3), 22, 18, 4, 5, 7 |
Все числа, даже «положительные», несут на себе отпечаток трагичности. Чехов использует «положительные» числа в качестве «отрицательных» символов, чтобы ещё больше оттенить трагический пафос. |
Блок |
«Двенадцать» |
12 |
«Положительное» число характеризует здесь негативное явление, обозначая группу лиц, приносящую в мир новые порядки. |
Ахматова |
стихотворения |
6, 5, 3, 13 |
Символика не всегда ясная, часто расплывчатая и связана с личными переживаниями. |
Булгаков |
«Мастер и Маргарита» |
Почти все в интервале от одного до 20. |
Использует символику чисел достаточно часто. Так же, как Пушкин и Толстой, иногда использует «положительные» числа в качестве «отрицательных» символов. В основном все числа подчёркивают комизм повествования. |
Похожие материалы:
С мечтой о «Шестом чувстве»
Акмеисты провозгласили себя выразителями нового времени, преодолевшими эстетику символизма. По периоду возникновения (начало 1910-х годов) по самохарактеристике образовавшаяся группа могла претендовать на такое звание. По существу избранн ...
Основные мотивы и особенности творчества
«Стихи его настегают душу внезапно. Они не томятся в книгах, не ждут, когда на них задержится читающий взгляд, а, кажется, существуют в самом воздухе. Они, как ветер, как зелень и синева, возникли из неба и земли и сами стали этой вечной ...
Коллизии и характеры Ш. Перро у Е. Л. Шварца
Полная близость с Андерсеном и умение обращаться со старыми сюжетами проявились в творческой натуре писателя далеко не сразу. Его и в молодости привлекали скитающиеся сказочные сюжеты. Он опубликовал на страницах журнала "Чиж" & ...
|