Л.Н. Толстой «Война и мир»
Страница 1

Число “7” также (мы о нём уже говорили) характеризует количество цветов спектра, музыкальных нот, константу, определяющую объём человеческой памяти («Мифы народов мира», т. II, с.630). Вот почему запоминания какой-либо информации полезно разделить её на семь частей (например, написать план из семи пунктов). Лев Толстой разделял свою жизнь и жизнь своих героев на семилетия. Семь - ключевое число книги «Война и мир». 1805-1812-1820 гг. образуют как бы основной цикл событий, описанных в «Войне и мире». Николеньке Волконскому в 1820-м году идёт пятнадцатый год. 7 лет ему было, когда умер его отец. Ещё через 7 лет он видит страшный сон, описанный в эпилоге и являющийся завершением рассказа о героях. (I части) и переходом к философской части эпилога (часть II). Семь дней проходит от момента ранения князя Андрея в Бородинском сражении до его откровения о всемирной любви. Семь недель провёл Пьер в Петербурге, разрабатывая планы тайного общества. Любопытно заметить, что и сам Толстой писал роман семь лет (1863 - 1869).

Когда Пьер встретил в Москве бедную семью, в которой потерялась трёхлетняя дочь, он увидел среди них мальчика семи лет. Мальчик плакал. До семи лет ребёнок в христианской традиции считается «младенцем», безгрешным. Мальчик впервые в жизни видит один из самых страшных пороков человечества - войну. Можно вспомнить, как использовал семёрку Достоевский в романе «Преступление и наказание».

Также огромное символическое значение несёт на себе число 3. Три главных горя жизни Андрея: его любовь к женщине, смерть отца и французское нашествие, захватившее половину России. Здесь прослеживается связь с тремя крестами на Голгофе, символизирующими перенесённые или предстоящие страдания. Три палатки перевязочного пункта, три стола, на один из которых положили князя Андрея (два других были заняты) также могут ассоциироваться с тремя крестами на Голгофе. Болконский узнаёт грешника (Анатоля) и прощает его. Князь Андрей умирает в 33 года (в 1809 году, как указывает Толстой, ему шел 31-й год), 33 года - возраст Христа.

Число три широко используется им в размышлениях на философские темы, особенно в Эпилоге. Толстой считает, что действия Кутузова направлены к одной и той же цели, выраженной в трёх действиях. Три причины, которые были необходимы, чтобы свершилось движение с Запада на Восток. Все случаи, в которых увеличивается или уменьшается наше представление о свободе и необходимости, имеют три основания. Разум и сознание говорят по три суждения, Толстой приводит по три доказательства невозможности абсолютной свободы или необходимости.

19 марта 1806 - 1+9+0+3+1+8+0+6= .=1 - опять единица, опять начало, Бог, мужское, первопричина, сотворение, чудо! Лиза начала рожать. И в такую минуту приехал долгожданный Андрей - разве это не чудо! Ребенок родился здоровым, но Лиза умерла. При начале чего-то нового обычно следуют потери…

8 августа был собран комитет. Кутузов был назначен главнокомандующим (8+8 +1 +8 +1 + 2 = … = 1 - начало победы). Мы видим у Толстого связь числа 1 с началом какого-либо, обычно важного для страны и героев романа события.

В тексте произведения много реальных и вымышленных «числовых фактов». Я думаю, автор использует их, чтобы мы поверили в реалистичность повествования и увидели, насколько ужасны последствия войны.

Философ Сергей Волконский в книге «Быт и бытие» писал: «Чёт - быт, нечёт - бытие». Нечётность символизирует непрекращающийся процесс, незавершённость, постоянное продолжение. Последняя дата книги - 5 декабря - нечётная. Если проследить, как использует Толстой чётные и нечётные числа (чем, в общем-то, мы и занимались), то мы увидим, что события с героями в мирное время («мир») обычно связаны с нечётными числами, а «война» и смерть - с чётными.

Число 666 в этом произведении несёт на себе особую символику. «Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это есть число человеческое; число его 666» (Откровения Иоанна Богослова, XIII, стих 18). Это открытие взволновало не только Пьера - оно волнует читателей произведения: что будет дальше с Пьером? Как это число повлияет на его судьбу? (смотрите приложение V, том 3, глава XIX).

Страницы: 1 2


Похожие материалы:

Омар Хайям
Наследники классической персидской литературы — иранцы, таджики и афганцы — были немало удивлены, когда в конце ХIХ века узнали о великом поэте Омаре Хайяме. Они всегда хорошо знали и почитали своих великих поэтов, таких как Рудаки, Фирдо ...

Своеобразие литературной критики И.Ф. Анненского. ("Книги отражений"). Замысел "Книг отражений" И.Ф. Анненского
Критическая литература И.Ф. Анненского будет описана по двум наиболее известным сборникам. Это "Книга отражений" (1906 год) и "Вторая книга отражений" (1909 год). Следует заметить, что кроме данных работ существует еще ...

«Размышления о Божественной Литургии»
В начале 1845 года в Париже Гоголь начинает работать над книгой "Размышления о Божественной Литургии", оставшейся незавершённой и увидевшей свет после его смерти. В этом произведении органично сочетаются богословская и художеств ...