В этом стихотворении снова прослеживается мотив противопоставления язычества и христианства. Лебедь в этом стихотворении выступает как сторонник христианства. Ведь известно, что «в христианстве белый лебедь – это чистота, милосердие и символ Девы Марии. Его предсмертная песня символизирует страдания мучеников и христианское смирение» [Мифы народов мира 1980:40]. В стихотворении «Жизнь» (начало января 1919) с помощью образа лебедя автор показывает нам старый и новый мир. Здесь красных лебедей заря Сверкает новыми крылами. Там надпись старого царя Засыпана песками (стр. 113) Сочетая в себе две стихии, воздуха и воды, лебедь является птицей жизни, а олицетворяя закат дня – Солнцем. Здесь присутствует еще один персонаж, относящийся к солнцу, это Хорс. То черноглазою гадалкой, Многоглагольная, молчишь, А то хохочущей русалкой На бивне мамонта сидишь. Он умер, подымая бивни, Опять на небе виден Хорс (стр. 113) «ХОРС – древнерусское божество солнечного диска. Сын Сварога. Супруг Зари-Зареницы. Вместе с другими богами освобождал Перуна из заточения. Как светило, ослепительное в своем сиянии, пробуждающее земную жизнь, солнце почиталось божеством благим, милосердым; имя его сделалось синонимом счастья. Хорс известен более всего у юго-восточных славян. Существует также и версия происхождения слова «хорошо» от имени бога Хорса. Хорс – это небесное око: всезнающее, всеведающее, всеблагое» [Энциклопедия русских преданий 2001:621]. Исходя из всего сказанного, можно сделать вывод, что в этом стихотворении лебедь выступает как атрибут бога солнца – Хорса и вместе с ним выполняет функцию всезнающего и всевидящего, они являются вечными наблюдателями смены миров. Проанализировав стихотворения с мифологемой лебедя, делаем вывод, что в них он выступает в основном как птица печали, птица, скорбящая о прошлом или настоящем. Также как птица верности, покорности и преданности. В одном случае автор использует образ лебедя для сравнения с человеком, чтоб показать нам чистоту и непорочность данного образа. Также мы замечаем, что образ лебедя используется еще и для того, чтобы показать течение времени и перемены в мире, смену религий, отречение от старый идолов и приобщение к новым. Еще автор использует фольклорные моменты в создании образа лебедя в нескольких стихотворениях, где лебедь выступает как атрибут какого-нибудь праздника, обряда или гуляния. Похожие материалы: Говорящие имена в произведениях Виктора Антоновича Дьяченко Цветовая деталь у Чехова Предпосылки появления готической литературы |
Мифологема лебедя в лирике Велимира Хлебникова
Страница 3
О литературе » Мифологема птицы в творчестве В. Хлебникова » Мифологема лебедя в лирике Велимира Хлебникова