В стихотворениях Хлебникова орел может быть помещен рядом со степным человеком (скифом) и пахарем («Скифское» и «Ну, тащися, Сивка»). Если мифологема ворона была связана конкретно с образом пахаря и символизируют власть рока над простым человеком-тружеником, то мифологема орла более соотнесена с образом скифа, с миром дикой степи, нецивилизованной жизни: («Бросают стаи конских тел Нагие ездоки; Земля сырая – обувь. Бежит вблизи бегунья, Смеются тихо оба; Коня глаза косы, Коня глаза игривы: Иль злато жен косы Тяжеле его гривы?; Завыли волки жалобно: Не будет им обеда. Не чуют кони жала ног. В сознании – победа. Он держит путь, где хата друга»). В стихотворении «Ну, тащися, Сивка» речь идет о пахаре, который запряг лошадь, чтобы пахать. Но здесь мы обращаем внимание на то, что перед нами образ небесного пахаря, который пашет в небесах, созывая грозу. Шара земного. Аида понемногу! Я запрег тебя Сохой звездною, Я стегаю тебя Плеткой грёзною (стр. 173) Полной чашей торбы Насыпаю овса, До всеобщей борьбы За полет в небеса (стр. 173) Я затем сорвал сена доброго, Что прочла душа, по грядущему чтица,– Что созвездья вот подымается вал, А гроза налетает, как птица На тучах надпись «Наш», А это значит: готовлю порох (стр. 173) Ну, тащися, Сивка, по этому пути Шара земного, – Сивка Кольцова, кляча Толстого. Кто меня кличет из Млечного Пути? [А? Вова! В звезды стучится! Друг! Дай пожму твое благородное копытце!] (стр. 173) Таким образом, орел – царь-птица, связанная с небом, с природой, с образом бога Перуна. Мифологема орла всегда сопровождает образы, в которых воплощается высшая божественная власть – молния, гроза, гром, облака, небо. Похожие материалы: Особенности языка Ахматовой Периодизация истории древнерусской литературы «Наталья Гончарова», «Тайна белой жены» |
Мифологема орла в лирике Велимира Хлебникова
Страница 5
О литературе » Мифологема птицы в творчестве В. Хлебникова » Мифологема орла в лирике Велимира Хлебникова