А третий сохою пашет. Только три мужика в черном поле Да тьма воронов! (стр. 180) Так как он является покровителем любого семьянина, то и является покровителем рабочих людей. Это уже второй случай, где мы встречаемся с пахарем и вороном над ним. Вторая группа значений представлена стихотворением «Конь Пржевальского» (1912). Как упоминалось выше, белый ворон, это мифическая птица, создатель, демиург. Существует библейского происхождения легенда о вороне, проклятом или наказанном Богом или Ноем за то, что выпущенный из ковчега, чтобы узнать, закончился ли потоп, он не вернулся назад. В наказание за это, ворон, бывший когда-то белым как снег и кротким как голубь стал кровожадным и черным, и обречен питаться падалью. Эту версию подхватывает и христианство. «В европейской средневековой традиции ворон становится олицетворением ада и дьявола, а его антагонист голубь – рая, святого духа и христианской веры. Этот принцип основан прежде всего на еврейской традиции деления животных и птиц на чистых и нечистых» [Статья Галины Бедненко 2001: http://pryahi/indeep.ru]. Первое, на что мы обращаем внимание, это то, что ворон здесь белый: Как снежный сноп, сияют лопасти Крыла, сверкавшего врагам (стр. 112) Важным является и то, что мы видим отождествление «Я» и «ВОРОН». Он говорил: «Я белый ворон, я одинок, Но всё – и черную сомнений ношу, И белой молнии венок – Я за один лишь призрак брошу: (стр. 112) Повествование ведется о себе в третьем лице: «Он говорил: «Я белый ворон, я одинок…». Одиночество героя – добровольное одиночество во имя достижения великой цели: Взлететь в страну из серебра, Стать звонким вестником добра» (стр. 112) Также мы сталкиваемся с мотивом язычества: И я, как камень неба, несся Путем не нашим и огнистым. Люди изумленно изменяли лица, Когда я падал у зари. Одни просили удалиться, А те молили: «Озари». С венком из молний белый чёрт Летел, крутя власы бородки: Он слышит вой власатых морд И слышит бой в сквородки (стр. 112) Ворона считают черным, потому что он создан дьяволом. В нем видят нечистую силу. Черт принимает его облик. В этом образе черт летает ночью по дворам и поджигает кровли. «Верят, что черти в виде ворон слетаются и кружат над домом умирающего колдуна, чтобы помочь выходу его души из тела» [Статья Галины Бедненко 2001: http://pryahi/indeep.ru]. В данном случае – это белый черт. Проскальзывает тема огня, что указывает нам на упоминание эротической темы в этом стихотворении: Шепот, ропот, неги стон, Краска темная стыда, «Кто он, кто он, что он хочет? Руки дики и грубы! Ах, юдоль моя гореть!» Знойным пламенем стереть? (стр. 112) Третья группа значений представлена в стихотворениях: «Снежно-могучая краса» (1911–1912) и «Русь зеленая в месяце Ай!» (Осень 1921). В этих стихотворениях мы видим образ ворона, связанный с обольщением, страстью, огнем, что указывает нам на эротическую, интимную тему стихотворений. «В палеоазиатском фольклоре Ворон-трикстер и прожорлив, и похотлив, но его основной целью является утоление голода. Ворон-трикстер готов на любой коварный обман, часто торжествует, но бывает и одурачен» [Мифы народов мира 1980:348]. В стихотворении «Снежно-могучая краса» (1911–1912) ворон являет собой обольщение. Венок, который он оставляет – обольстителен и черен. Это может быть предупреждением того, что любовь – коварное чувство. Ворон здесь один, он не может найти себе пару, выбирая путь одинокого обольстителя. Снежно-могучая краса Похожие материалы: Сопоставление прозы и поэзии Бунина Что привлекает меня в поэзии Блока Вечные темы в произведениях Бунина |
Мифологема ворона в лирике Велимира Хлебникова
Страница 5
О литературе » Мифологема птицы в творчестве В. Хлебникова » Мифологема ворона в лирике Велимира Хлебникова