Это начало самопожертвования наиболее сильно показано в образе Инсарова. Его цельность, решительность, единство слова и дела привлекают к нему героиню романа — молодую девушку Елену Стахову, которая предпочитает Инсарова многообещающему ученому Берсеневу и талантливому скульптору Шубину. Это предпочтение, по замыслу автора, отвечало общественной потребности в политических деятелях, которая ощущалась в то время в России острее всего. Добролюбов, опубликовавший в "Современнике" в связи с выходом романа статью "Когда же придет настоящий день?", основываясь на реалистическом изображении жизни в этом произведении, говорил о появлении в ближайшее время русского Инсарова — борца за освобождение народа. Но Тургенев-либерал вопреки своему писательскому предвидению не согласился с таким выводом критика, что послужило причиной разрыва Тургенева с "Современником". 1859—1861 гг. — время работы над романом "Отцы и дети", который в 1862 г. был напечатан в журнале "Русский вестник". В лице Евгения Базарова Тургенев изобразил новую социальную силу — разночинную интеллигенцию, идущую на смену дворянству во всех сферах русской жизни. В этом — социальный аспект конфликта романа; революционно-демократические взгляды Базарова и либеральные воззрения его основного оппонента — Павла Петровича Кирсанова составляют политическую его сторону. Однако для Тургенева не менее важна и философская подоснова этого конфликта: попытка Базарова в соответствии со своими вульгарно-материалистическими убеждениями выстроить модель жизненного поведения. Внутренний конфликт героя отражает кризис его сознания, который в итоге приводит к внешне немотивированной смерти героя. В образе Базарова Тургенев попытался нарисовать русского Дон-Кихота, но его герой является в то же время носителем гамлетовского скептицизма. Это объясняется тем, что писатель запечатлевает характер не в уже сформировавшемся виде, а в стадии становления; его герой в мучительных поисках обретает самого себя. Роман вызвал многочисленные и противоречивые отзывы в критике, которые способствовали дальнейшему развитию общественного самосознания. С самой благожелательной оценкой романа и образа главного героя выступил Д.И. Писарев. В статье "Базаров" он дал всесторонний анализ образа главного героя и того общественного явления, которое отразилось в нем. Общественно-политическая ситуация 60— 70-х гг. охарактеризована в романе Тургенева "Дым" (1867), в котором выражено скептическое отношение писателя к общественным преобразованиям 60-х гг. В романе "Новь" (1876) он попытался создать образы русских революционеров-народников. Не сочувствуя их программе, он тем не менее с симпатией рисует образы революционной молодежи 70-х гг. (Нежданова, Марианны).
Страницы: 1 2
Похожие материалы: Отец, Сергей Львович Пушкин (1770-1838г.) Роль дуэли в произведении Революционные песни |
И.С. Тургенев (1818—1883)
Страница 2
О литературе » Русская литература 40-80-х гг. XIX века - И.С. Тургенев и И.А. Гончаров » И.С. Тургенев (1818—1883)