Русская литература 40-80-х гг.
Страница 1

Одним из наиболее значительных событий литературной жизни России в первой половине 40-х гг. стал выход в свет поэмы Гоголя "Мертвые души" и повести "Шинель", обозначивших новый этап развития русского реализма. Социально-личностный пафос этих произведений — критический показ общественных форм русской жизни, противоречащих народным идеалам, боль за судьбу страны, заостренность на теме "маленького человека" — был с воодушевлением воспринят всеми прогрессивными писателями того времени. Необходимо заметить, что в России 40—50-х гг. литература была, по словам А.И. Герцена, единственной "трибуной" общественно-культурных споров, а потому творческие взгляды писателя являлись выражением его общественной позиции. Идеи нового художественного направления были сформулированы В.Г. Белинским — самым популярным тогда литературным критиком, снискавшим огромный авторитет в среде прогрессивной дворянской интеллигенции. Вокруг него складывается группа молодых писателей, для которых художественные принципы реализма, провозглашенные Пушкиным, Гоголем, Лермонтовым, — отправная точка творчества. Небезызвестный представитель консервативного лагеря Ф.В. Булгарин уничижительно назвал эту группу "натуральной школой", но выражение прижилось, став эстетическим лозунгом и литературным термином.

"Списывание" же с натуры теперь расценивалось как отличительная черта передового писателя. В толковании Белинского это определение означало отображение литературой жизни самых широких демократических слоев общества во всех ее проявлениях, включая показ быта городской бедноты, мелкого чиновничества, ремесленников. Литература отныне избирает своим материалом то, что ранее, в романтический период ее развития, отвергалось как заведомо "непоэтическое", "низкое", недостойное внимания художника. Проблема личности, давления на человека окружающей среды, исследование его многочисленных социальных связей выдвигаются в центр повествования реалистического произведения.

Поскольку искусство, и в частности литература, есть специфическая область познания истины ("мышление в образах", по определению Белинского), то особое значение приобретает проблема типизации. Литература 40-х гг. создает социально-исторические типы, "героев своего времени", в которых отразились важнейшие закономерности данного этапа общественного развития. Тип — это факт действительности, но, как писал Белинский, "проведенный через фантазию поэта, озаренный светом общего". Таким образом, художественный тип в реалистической литературе понимается не как явление распространенное, а как явление закономерное, характерное для определенного этапа развития общества. Историзм, т.е. отображение явлений в их исторической конкретности, становится главной чертой реалистического художественного мышления. Не случайно Белинский писал о романе "Евгений Онегин", что это "поэма историческая в полном смысле слова, хотя в числе ее героев нет ни одного исторического лица". Создание исторически конкретных социально-психологических характеров, в которых запечатлены важнейшие закономерности эпохи, развивающихся в соответствии со своей внутренней логикой, а не по произволу автора, является определяющим признаком реалистического искусства.

Писатели-реалисты стремились воссоздать в своих произведениях жизненно достоверные картины, показать человека во взаимодействии с его окружением, раскрыть механизм социальных отношений и в целом объективные, т.е. не зависящие от воли конкретных людей, законы общественного развития.

Страницы: 1 2 3


Похожие материалы:

Старшая дочь, Мария Александровна Пушкина (1832-1919г.)
Получила домашнее образование. С 1852г. - фрейлина. С 1860г. замужем за генерал-майором Л.Н.Гартунгом. Л.Н. Толстой, знавший ее, отразил некоторые черты ее внешнего облика в Анне Карениной. ...

«Мифологические сказки»
В русской науке нередко употребляется термин «сказки мифологические». Он ведет начало от работ фольклористов первой половины XIX в., например от И. П. Сахарова. За ним следовали П. А. Бессонов, О. Ф. Миллер, собиратель сказок Е. Р. Романо ...

Особенности изображения героев произведений детской литературы
Говорить о специфике детской литературы можно только в связи с героями её произведений. В начальной стадии детская литература учитывала социальное неравенство, но представляла его абстрактно: богатый ребенок – бедный ребенок. Благотворите ...