Анализ стихотворного текста. Изучение особенностей стихотворения: строфа, такт, ритм. Использование художественных приемов в стихотворении Бальмонта «В безбрежности». Я мечтою ловил уходящие тени, Уходящие тени погасавшего дня, Я на башню всходил, и дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у меня. И чем выше я шел, тем сильней рисовались, Тем ясней рисовались очертанья вдали, И какие-то звуки вдали раздавались, Вкруг меня раздавались от Небес и Земли. Чем я выше всходил, тем светлее сверкали, Тем светлее сверкали выси дремлющих гор, И сияньем прощальным как будто ласкали, Словно нежно ласкали отуманенный взор. И внизу подо мною уже ночь наступила, Уже ночь наступила для уснувшей Земли, Для меня же блистало дневное светило, Огневое светило догорало вдали. Я узнал, как ловить уходящие тени, Уходящие тени потускневшего дня, И все выше я шел, и дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у меня. Вся форма стихотворения построена на символах, создавая гиперболический образ лирического героя. «Тени» - это прошлое. Ощущение движения и музыки создают идущие рефреном слова - «рисовались», «вдали», «раздавались. Есть еще одна особенность, достигаемая рефреном: близкое становится далеким, а далекое близким. Лирическому герою не страшно отдаляться от чего-то дорогого сердцу, потому что впереди мир еще прекраснее. Повинуясь новым ощущениям и принимая их как откровение, лирический герой делает еще одно открытие: все встречное и вызывающее в его душе восторг одновременно и прощается с ним. Лирический герой переводит дух и в этот момент оценивает реальное свое положение в мире. Куда он зашел? Первое сомнение вкралось в душу, потеснив восторг новизны. Лирический герой начинает оправдывать целесообразность восхождения. Как бы ни было, он узнал, прикоснулся к тайне высшей любви ко всему сущему, но он опередил события. Тени уже обгоняют его, те самые, которые несколько мгновений назад он научился «ловить». Но лирическому герою не хочется возвращаться в исходную точку, хотя он уже в этом не волен, так как все, что он видит - самообман. Это уже - память о чудных мгновениях. Повтор в последних строках – «дрожали ступени» усиливает музыкальность стихотворения и создает особенность его ритмического звучания. Похожие материалы: Народные неортодоксальные верования в творчестве Короленко Встреча с поэзией Владимира Высоцкого Глазами Фрейда |
Звуковая сторона поэтического текста
О литературе » Сопоставление литературного произведения с картинами художников и музыкальными фрагментами » Звуковая сторона поэтического текста