Анализ стихотворений
Страница 2

В одном ряду стоят характеристики природы и состояние человека: глушь, заря и забывчивость; у вечности есть глаза, а филин – «нелюдимый властелин». Много эпитетов: прощальная рука, росистые леса, древние дороги, солнечная листва, печальные облака.

Цветовая гамма напоминает есенинскую: голубой, синий и алый.

Стихотворение написано 5-стопным ямбом с пиррихием. Рифма – парная и опоясывающая, мужская и женская, точная.

Поэт строкой выделил, на наш взгляд, ключевые, главные слова данного стихотворного текста: облака, вечность, мертвый и живой. Пространство замкнулось в единый круг жизни и смерти, «где каждый славен».

Таким образом, в данном стихотворении дорога символизирует целый мир, с его прошлым и настоящим; мир природы и человека; мир, где царит русский дух.

2. Стихотворение «У размытой дороги …»

Грустные мысли наводит порывистый ветер,

Грустно стоять одному у размытой дороги,

Кто-то в телеге по ельнику едет и едет –

Позднее время – спешат запоздалые дроги.

Плачет звезда, холодея, над крышей сарая…

Вспомни – о родина! – праздник на этой дороге!

Шумной гурьбой под луной мы катались играя,

Снег освещенный летел вороному под ноги.

Бег все быстрее…Вот вырвались в белое поле.

В чистых снегах ледяные полынные воды.

Мчимся стрелой…Приближаемся к праздничной

школе…

Славное время! Души моей лучшие годы.

Скачут ли свадьбы в глуши потрясенного бора,

Мчатся ли птицы, поднявшие крик над селеньем,

Льется ли чудное пение детского хора, –

О, моя жизнь! На душе не проходит волненье…

Нет, не кляну я мелькнувшую мимо удачу,

Нет, не жалею, что скоро пройдут пароходы.

Что ж я стою у размытой дороги и плачу?

Плачу о том, что прошли мои лучшие годы…

Это стихотворение объединено образом лирического героя, его чувствами и воспоминаниями. Оно называется – «У размытой дороги» (ср. «Старая дорога»). «Грустно стоять одному у размытой дороги…» – главная мысль стихотворения. Настроение меняется от «грустно» до «плачу». Плачет звезда, ей холодно, ветер порывистый, и плачет лирический герой. Природа созвучна его настроению. От чего же на душе волнение и от чего слезы? Наверное, самое главное все же не то, что прошли лучшие годы, а то, что дорога размыта. Нет пути, или герой не знает, куда идти дальше и зачем?! Все стихотворение построено, как диалог с самим собой. Есть восклицания, и есть риторический вопрос: «Что же стою у размытой дороги и плачу?» Здесь противопоставлены две картинки и два ощущения: праздник, лучшие годы, шумная гурьба людей, веселье и размытая дорога, печаль, одиночество.

Рифма перекрестная и только женская. Трехсложный размер (четырехстопный дактиль) придает стихотворению мягкость и напевность.

Таким образом, в данном стихотворении дорога – это как неизвестное будущее, в котором, по мнению лирического героя, уже не будет так хорошо, как раньше.

3. Стихотворение «Два пути».

Рассыпались

листья по дорогам.

От лесов угрюмых падал мрак…

Спите все до утреннего срока!

Почему выходите

на тракт?

Но мечтая, видимо, о чуде,

По нему, по тракту, под дождем

Все на пристань двигаются люди

На телегах, в седлах и пешком.

А от тракта, в сторону далеко,

В лес уходит узкая тропа.

Хоть на ней бывает одиноко,

Но порой влечет меня туда.

Кто же знает,

Страницы: 1 2 3


Похожие материалы:

Историческое время в поэзии Жуковского
С чувством времени связано и чувство истории. У одних писателей это чувство истории сильнее, у других слабее. Это сказывается не только в выборе исторических тем одними авторами и в отсутствии интереса к ним у других. Даже в подходе к пей ...

Дети – главные герои произведений Р.П. Погодина
Когда читаешь прозу Р.П. Погодина, понимаешь, что она обладает той смысловой, нравственной и образной емкостью, которая делает художественное произведение и доступным, и необходимым как юным, так и взрослым читателям. В книгах, адресован ...

Лирика любви в творчестве С. А. Есенина
. Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, Созданный природой исключительно для поэзии, Для выражения неисчерпаемой «печали полей», Любви ко всему живому в мире и милосердия, Которое – более всего иного – заслужено человеком. ...