Основные темы стихов - покаяние и ответ человека за свою жизнь, представления человека о жизни и смерти. В стихах отражены традиционные верования и представления, сохранившиеся до наших дней. Например, представление о том свете: Там не жди беды-напасти, Не печали никакой, Все погаснут души-страсти, Там лишь радость и покой. Там святая обитель, И радостной покой Там ни печаль, ни воздыханий, Там слезы горькие не льют, Там не стеснений, не стенаний, Одни лишь радости текут. · о жизни на этом свете: Я - странница на этом свете. · об ответе человека за свою жизнь: В низенькой избушке Лампадочка горит. Бедная старушка При смерти лежит. Плачет и рыдает О грехах своих. Горько причитает, Ах, как много их. Сама себя сгубила, Всю жизнь в грехах жила · о замужестве: Не губи себя, девица, Не плети на две косы. Образы и символы, типичные для фольклора: · река, море, как символ жизни: "жизнь переплыву", "в житейском море утопая" · девушка - " пташечка крылата". Тематика стихов связана с обстоятельством их исполнения. Стихи являются неотъемлемой частью поминального обряда, хотя раньше их и "на моленьях в моленной пели". Cтихи пелись, и до сих пор их поют на обедах, которые устраивают родственники покойника в поминальные дни. "Обеды ладили в поминальные дни, молитвы пели." "Девятый, сороковой день надо было точно в эти дни обеды собирать, годину можно было с разницей в два - три дня". Для этого на обеды специально приглашались знающие старушки. "У нас старушки все молились по покойнику." Обеды начинались с моленья, затем все садились за стол, обязательным блюдом которого был кисель. "Кисель было последнее блюдо на поминках. " "Кисель варили: клюквенный, ржаной, овсяной". В сороковой день варили кутью. "Кутью раньше из пшеницы делали, теперь из риса с изюмом, с медом". Кутью ставили на стол в общем блюде. "Кутью ставили в общем блюде". " Кто молиться пришел, не ел ничего, тот по три ложки кутьи брал". После обеда начинали петь стихи. Строгой последовательности в пении стихов нет, но все исполнители отмечают, что стих "Незаметно век проходит" должен петься первым. В основном все исполнители приурочивают пение стихов только к поминальным дням и именинам покойника, но есть сведения, что пелись они и в день похорон, "за два часа до выноса тела", "у нас всё в час выносят, вот в 11 часов и начинали петь, а до этого все причитали бабы". Перед исполнением стиха исполнители крестились со словами: "Господи помилуй, во имя отца и сына и святаго духа". В конце стиха говорили: " Аминь святого духа". В "младших" стихах" часто последним словом бывает «Аминь», что означает истинно, верно. Это слово из церковного лексикона и указанное значение не всегда осознаётся, поэтому оно приобретает роль священного конечного заклинания. Отмечу ещё то, что все исполнительницы пели стихи охотно, с явным желанием, сами предлагали спеть их. При пении лица их становились строгими, сами внутренне подбирались. Сейчас стихи перестали осознаваться принадлежностью только старообрядцев: "это стихи церковные", " не только у староверов, и в церкви их петь можно, это же всё божественное".
Страницы: 1 2
Похожие материалы: Говорящие имена в произведениях Виктора Антоновича Дьяченко Лингвистическая терминология. Типы лексических значений Особенности тематической
палитры английской драматургии в конце XX века. Новые веяния многочисленных проблематик в пьесах Тома
Стоппарда |
Семейно-бытовые обряды (поминальные стихи)
Страница 2
О литературе » Фольклорные традиции Вологодчины » Семейно-бытовые обряды (поминальные стихи)