Как и в былинах, в исторических песнях разрабатывались большие общенародные темы. Однако песни лаконичнее былин, их сюжет более динамичен, лишен развитых описаний, постоянных формул, системы ретардаций. Вместо развернутого повествования сюжет ограничивается одним эпизодом. В композиции исторических песен заметную роль играет монолог и диалог. Манера исполнения исторических песен также отличается от былинной: чаще всего их пели хором, причем каждая песня имела свою, особую мелодию. Стих исторических песен, как и былин, акцентный, но короче (обычно двухударный). С середины XVIII в. в городской и солдатской среде появились исторические песни с литературными признаками: с чередованием рифм и силлабо-тоническим стихосложением; а в XIX в. песни с историческим содержанием стали распеваться как походные, под шаг солдатского строя (чему соответствовали двусложный размер, рифмовка, четкое отделение строк друг от друга). Распространялись исторические песни более всего в тех местах, где происходили описанные в них события: в центральной России, на Нижней Волге, у казаков Дона, на Русском Севере. Их начали записывать с XVII в. (записи для Р. Джемса) и записывали на протяжении последующих веков, однако впервые сюжеты исторических песен были выделены и систематизированы (вместе с былинами) в собрании П.В. Киреевского. Сборники свидетельствуют о том, что исторические песни – значительное явление в русском фольклоре. Тем не менее исследователи не пришли к единому мнению относительно времени их происхождения, а также об их жанровой природе. Ф.И. Буслаев, А.Н. Веселовский, В.Ф. Миллер и современный ученый С.Н. Азбелев рассматривали исторические песни как явление, существовавшее ранее ХШ в. и сделавшееся источником героического эпоса. Иное, более распространенное мнение сводится к тому, что исторические песни – явление, зародившееся после золотоор-дынского нашествия, а в XIX в. уже угасшее. Они – новый этап в осмыслении народом своей истории, принципиально отличный от осмысления, отраженного былинами. Повод для разных точек зрения подают сами исторические песни, которые по своим поэтическим формам столь различны, что не соответствуют обычным представлениям о фольклорном жанре. Одни ученые считают, что исторические песни – это единый жанр, имеющий несколько стилевых разновидностей. Другие убеждены в том, что они – многожанровое явление (исторические песни рассказывают о событиях то в форме баллады, то в форме лирической песни или причитания). И тем не менее исторические песни занимают в фольклоре вполне самостоятельное место. Главное, а иногда и единственное, что их объединяет – это их конкретное историческое содержание. Б.Н. Путилов писал: «Для этих песен историческое содержание – не просто тема, но определяющий идейно-эстетический принцип. Вне этого содержания такие песни просто не могут существовать. В них историчны сюжеты, герои, историчны конфликты и способы их разрешения».
Страницы: 1 2
Похожие материалы: Анализ сюжета романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин" Докажите, что стихотворения И. Бунина «Живопись словом», «Первый утренник»,
«Серебряный мороз», «»Холодная весна», «Летняя ночь», «На проселке», «Сказка» -
пейзажные зарисовки. Художественное своеобразие романа «Сивцев Вражек» |
Исторические песни
Страница 2
О литературе » Исторические песни XVII века, их место в фольклоре » Исторические песни