Лев Толстой сказал в своё время: «…самое важное и нужное, что может сделать человек своим писанием, это то, чтобы изложить правдиво то, что пережил, передумал и перечувствовал»1. Юрий Васильевич Бондарев родился 15 марта 1924 года, а Борис Львович Васильев – 21 мая того же года. А это значит, что они достигли своего совершеннолетия ранней весной 1942 года, несомненно, самой трудной из военных весен. Борис Львович принадлежал к семье потомственных военных. Отец - кадровый офицер; мать – из известной семьи народников, участвовавших в организации кружка «чайковцев» и «фурьеристских» коммун в Америке. Его пращур по материнской линии – генерал-лейтенант армии Илья Иванович Алексеев, герой войны 1812 года. Борис Васильев ушел на фронт (после окончания 9-го класса) добровольцем в составе истребительного комсомольского батальона и 3 июля 1941 года был направлен под Смоленск. Попал в окружение, вышел из него в октябре 1941 года; потом был лагерь для перемещенных лиц, откуда по личной просьбе Борис Львович был направлен, сперва в кавалерийскую полковую школу, а затем в пулеметную полковую школу, которую и окончил. Служил в 8-м гвардейском воздушно-десантном полку 3-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. Во время боевого сброса 16 марта 1943 года попал на минную растяжку и с тяжелой контузией был доставлен в госпиталь. После контузии, направлен в Военную академию бронетанковых и механизированных войск. Окончив ее в 1948, до 1954 года Борис Васильев был инженером, испытывал танки. Юрий Бондарев родился в семье юриста. Но так же, как и Васильев ушёл добровольцем на фронт почти со школьной скамьи: в 1941 году он вместе с тысячами молодых москвичей рыл противотанковые рвы под Смоленском, а в 1942-м, не завершив полного курса военного училища, командиром орудия участвовал в сражении под Сталинградом. Отсюда начался его долгий путь, который пролегал через Днепр к западной границе, в Польшу и Чехословакию, отмеченный ранениями и боевыми наградами. Заниматься литературной деятельностью оба писателя начали лишь после войны, война заставила их «сказать своё», но ещё в детстве у них возникла огромная любовь чтению. Юра Бондарев делил всё свободное от школы время между книгами и голубями. Прочитанное развивало воображение мальчика, рождало какие-то неясные порывы. Учительница Мария Сергеевна Кузовкина, хвалила сочинения Юры Бондарева, особенно домашние. Талантливый ученик участвовал в выпуске школьного юмористического журнала, где выступал в качестве автора и редактора. Однако между школьными годами и тем моментом, когда писатель осуществил это своё так рано зародившееся, тогда ещё неясное стремление к литературному творчеству, прошло не просто семь-восемь лет – прошла война. Именно она, как уже сказано выше, и сыграла решающую роль в становлении Юрия Васильевича как писателя. Как вспоминает Борис Васильев, писателем он ощутил себя ещё в 15 лет. В школе (где учился автор замечательных произведений) под водительством двух заядлых книголюбов и сочинителей, Бори Васильева и Коли Плужникова, издавался рукописный журнал. И здесь, так же, как и у Юрия Бондарева, немаловажную роль играла учительница литературы Александа Морева, которая являлась и вдохновителем, и первым критиком. Книги писатель читал «запоем всё подряд». «Первое, что я прошептал, очнувшись в госпитале после контузии: дайте мне книжку. Помню, перед глазами плыл туман, из которого донесся голос нянечки: мальчик, какая тебе книжка, ты в себя приди сначала. Это был 43-й год»1 - вспоминает Борис Львович. Итак, в судьбе обоих писателей война являлась основным толчком к творчеству, литературной деятельности. «Для меня война – признаётся Бондарев, - навсегда осталась в подсознании. Она всегда – и импульс, и толчок к творчеству»2. И Васильев говорит, «…что если бы не война, то, может, и не было бы писателя Васильева»1. Вот этим-то так ценны и схожи повесть «А зори здесь тихие…» и роман «Горячий снег». «Писатель, бывший на фронте военным корреспондентом фронтовой или центральной газеты, всегда скажет: «Я видел…», «Я был свидетелем…», «На моих глазах…». Фронтовик писатель употребит иное выражение для отношения к происходящему: «Я чувствовал…», «Я ощущал…», «Я испытывал…». В подобной разнице постижения социально-нравственного и собственно военного опыта скрыты различия в творческом отборе материала для произведения, реализации его в системе образов»3. После войны с 1946 по 1951 год Юрий Бондарев учился в Литературном институте имени М. Горького. Начал печататься с 1949 года. А первый сборник рассказов "На большой реке" вышел в 1953 году. Огромную роль в становлении писателя сыграл его учитель и наставник К.Г.Паустовский, один из самых крупных писателей своего времени. Бондарев так отзывается о нём: «…Паустовский сделал для меня чрезвычайно много: привил любовь к великому таинству искусства слова, внушил, что главное в литературе – сказать своё. Вряд ли можно требовать от учителя большего». Путь же Васильева выглядел несколько иначе, да и в литературу он, можно сказать, пришёл почти случайно. «Писателем меня сделала жизнь…
Страницы: 1 2
Похожие материалы: Прототипы Способы изображения Бродским лирического героя. Фрагментарность
изображения (синекдоха, метонимия) Отец, Сергей Львович Пушкин (1770-1838г.) |
Биографии
Страница 1