И Лебяжья лежит в хрусталях . Чья с моею сравняется доля, Если в сердце веселье и страх". [5, с.179-180] Постепенно от своей "малой родины" - Петербурга Ахматова приходит к осмыслению темы Родины как "родной земли". Тема Родины накрепко связана у обоих поэтов с мотивом русского народа, его бед, исторической памятью: "Хворая, бедствуя, немотствуя на ней, О ней не вспоминаем даже. Да, для нас это грязь на калошах, Да, для нас это хруст на зубах. И мы мелем, и месим, и крошим Тот ни в чем не замешанный прах. Но ложимся в нее и становимся ею, Оттого и зовем так свободно - своею". [5, с.251] Тема любви связала Ахматову не только с Пушкиным, но и с Тютчевым, Некрасовым, Фетом, Лермонтовым, Анненским, Блоком и многими другими не только классиками, но и современниками Ахматовой. У поэтессы поэтическое восприятие мира проявляется во внимании к деталям, простоте, безыскусности чувства: " . На кустах зацветает крыжовник И везут кирпичи за оградой Кто ты: брат мой или любовник, Я не помню, и помнить не надо". Тема поэта и поэзии также объединила А.С. Пушкина и А.А. Ахматову. Гражданская роль поэта, ощущение себя частицей своей истории, страны, народа и чуткий поэтический слух - вот основные составляющие этой темы у поэтов. "Видимо самое раннее свидетельство того, что чуткий слух есть неотъемлемое свидетельство поэтического дара, принадлежит в русской поэзии Пушкину" [21, с.77]: "Но лишь божественный глагол До слуха чуткого коснется, Душа поэта встрепенется, Как пробудившийся орел" [38, с.402] Ахматова же говорит об этом так: "Как журавли курлыкают в небе, Как беспокойно трещат цикады, Как о печали поет солдатка, - Все я запомнила чутким слухом". [5, с.265] Анна Андреевна Ахматова была поклонницей гения А.С. Пушкина, являлась продолжательницей поэтических традиций, основанных им. Похожие материалы: Нарушение смысловой сочетаемости слов Говорящие фамилии в творчестве А.Н. Островского История библиографии как науки и современность |
Заключение
Страница 4