В этом же русле идет почти вся работа Симонова в кинематографе и на телевидении. Богатейшая фантазия художника как бы оформляет, гранит, упорядочивает и в то же время окрашивает, гиперболизирует жизненный опыт активного участника величайших исторических событий. Документальное и художественное как бы сплавляются и сливаются между собой, при этом первенство, преобладание одного из начал обычно дает себя знать, но отнюдь не мешает органичности достигнутого единства. По сути дела такими же сплавами при явном преобладании художественности надо считать повесть «Дни и ночи» и эпопею «Живые и мертвые», которые также вдохновлены стремлением художника быть как можно ближе к истине войны. Конечно, создание уникальных по своей органичности сплавов факта и вымысла стало возможным не только благодаря таланту Симонова, но и благодаря той жизни, которой он жил. На фронте было много писателей, но сделанное Симоновым неповторимо. Чтобы понять это, достаточно перечитать и его дневники, и четыре тома очерков «От Черного до Баренцева моря». Глубокая, многосторонняя связь с жизнью и дала возможность Симонову создать произведения, которые стали вершинами советской литературы о войне и отчетливо выражают все ее основные тенденции. Трилогия Симонова раскрывает самую суть судеб народа в трагические и победные годы войны, а поэтому является истинно эпическим произведением. Именно в силу глубочайшей верности исторической правде книги Симонова — надежное и грозное оружие во все обостряющейся идеологической борьбе. П. Топер своим анализом современной литературы ФРГ показывает, что трилогия «Живые и мертвые» убедительно развенчивает милитаристские бредни о кастовом характере военной профессии. В романе Г. Кирста «Фабрика офицеров» один из персонажей генерал Модерзон, которому автор откровенно сочувствует, так излагает свое кредо: «Солдатом нельзя стать. Солдатом можно быть или не быть. Больше к этому ничего не прибавишь»[7]. Пафос всего творчества Симонова и особенно романа «Солдатами не рождаются» яростно сражается с такими, идущими от Ницше, представлениями об избранничестве сильных личностей, призванных покорять народы и убивать непокорных. Симонов раскрывает процесс становления солдата как преображение, которое происходит под воздействием осознания гражданского долга, любви к Родине, ответственности за счастье и свободу других людей. Раскрывая это преображение, Симонов, как и вся советская литература, решительно противостоит как натуралистической концепции о неизменности и извечной низменности человека, так и писателям «потерянного поколения» или экзистенциалистам с их поэтизацией человеческого бессилия. В противовес этим метафизическим и пессимистическим оценкам человека, в нашей литературе воспроизводится и утверждается социальная активность как совершенно необходимая, истинно человеческая черта. Поэтому воспитательный, нравственный аспект военной темы приобретает все возрастающее значение. В 1967 году Л. Плоткин писал: « . с самого начала советская литература о войне выступала как антивоенная литература, как литература народа, который ненавидит войну и милитаризм, но который всегда готов постоять за себя, если ему война будет навязана»[8]. С тех пор в отечественной литературе диалектика военного и антивоенного неизменно углубляется, по мере удаления от суровых 1940-х все яснее и значительнее выявляется антивоенная направленность советского искусства, его настойчивое стремление быть полноправным участником борьбы за мир. И это отражает реальное движение истории во второй половине прошедшего XX века. Война оказалась продолжением одного периода мирной жизни и началом другого, она проверила многие ценности и качества человека, выявила несостоятельность одних и величие других. Опыт Отечественной войны, осмысленный в литературе, необходим нам в формировании гармонического человека, в отстаивании его ценности, достоинства, в борьбе за нравственную чистоту, за духовное и эмоциональное богатство. Убедительное, правдивое изображение нового человека, вдохновленного идеалами коммунизма и каждодневно готового сражаться за них, поэтому является не только художественным исследованием прошлого. Оно обращено и в будущее. В нем есть и грозное предостережение современным кандидатам в «фюреры». Говоря правду о войне, К. Симонов тем самым выступает как писатель, отстаивающий мир. Имя Симонова и далеко за рубежами нашей Родины по праву воспринимается как символ борьбы с милитаризмом, как символ гуманистической правды о войне. Похожие материалы: Основные мотивы и особенности творчества Детство. Отрочество. Юность. И.Бродского Опрос |
Ранняя проза К. Симонова. Военная тематика и
описание войны в творчестве писателя
Страница 8
О литературе » Основные темы творчества К.М. Симонова в 1950-1970-е годы » Ранняя проза К. Симонова. Военная тематика и
описание войны в творчестве писателя