Другие изобразительные средства языка (метонимия, синекдоха, эмфаза, символ, перифраза, олицетворение) в принципе не отличаются от метафоры по влиянию на выразительность речи и потому обсуждаться и описываться не будут. Благодаря повторению слов или словосочетаний на них фиксируется внимание читателя, тем самым усиливается их роли в тексте. Повтор придает связность, подчеркивает важнейшие мысли, также он подчеркивает упорядоченность построения высказывания. К видам повтора относятся анафора, эпифора, стык, хиазм. астильба болезни и лечение Например: Пляшет перед звездами звезда, Пляшет колокольчиком вода. Пляшет шмель и в дудочку дудит, Пляшет перед скинией Давид. - Анафора (Тарковский А. А.) Зачем, златое время, летишь? Как всадник, ногу в стремя, летишь? - Эпифора (Кузмин М. А.) О, весна без конца и без краю – Без конца и без краю мечта. – Стык (Блок А. А.) Пью горечь вечеров, ночей и людных сборищ, Рыдающей строфы сырую горечь пью. – Хиазм (Б. Л. Пастернак) Сравнение – стилистическая фигура, сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один при помощи другого: «Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи» (Тютчев Ф. И.). Эпитеты – слова, определяющие предмет или действие и подчеркивающие какое-либо характерное свойство, качество. Слова, снабженные эпитетами, выделяются на общем фоне, они позволяют ощутить авторскую позицию. Часто используются инверсии – фигуры нарушения порядка слов: «Преданья старины глубокой» (Пушкин А. С.) Напряжённость и выразительность речи усиливают и другие риторические фигуры. Это, прежде всего риторические восклицания: «Тройка! Птица - тройка!» (Гоголь Н.) К ним близки и риторические вопросы: «Быть или не быть?» (Шекспир У.) Вопросы ставятся не для того, чтобы получить на них ответ, а чтобы привлечь внимание к тому или иному предмету, явлению. Вычеркнуться из зеркал? Выписаться из широт? (Цветаева М.) В этих строчках использован стилистический приём параллелизм, то есть одинаковое синтаксическое построение соседних предложений, что придаёт речи особую гармоничность. Параллелизм производит впечатление уподобления двух явлений созданием однотипных высказываний. Известен эллипсис - пропуск слова в предложении, которое легко подразумевается из контекста: Я за свечку – свечка в печку. Я за книжку – та бежать . (Чуковский К.) Сознательный пропуск сказуемого в таких предложениях создаёт особый динамизм речи, так что "восстановление" пропущенных глаголов было бы неоправданно. Особая фигура поэтического синтаксиса – умолчание, т.е. сознательная незавершённость предложения. Умолчание раскрывает широкий простор для подтекста: на месте паузы можно предположить различный комментарий, речь становится прерывистой, незавершенной: Нет, я хотел . быть может, вы . я думал, Что уж барону время умереть. (Пушкин А. С.). Часто используются вставные конструкции, которые представляют собой попутные замечания, уточнения, добавочные сведения к высказыванию. Например: Поверьте (совесть в том порукой), Супружество нам будет мукой. (Пушкин А. С.). При употреблении однородных членов предложения возможно многосоюзие – стилистическая фигура, состоящая в намеренном повторении сочинительных союзов для логического и интонационного выделения перечисляемых понятий: Ox! Лето красное! Любил бы я тебя, Когда б не зной, да пыль, Да комары, да мухи . (Пушкин А. С.) Противоположный ему стилистический прием – бессоюзие: Мелькают мимо будки, бабы, Мальчишки, лавки, фонари, Дворцы, сады, монастыри, Бухарцы, сани, огороды, Купцы, лачужки, мужики, Бульвары, башни, казаки, Аптеки, магазины моды, Балконы, львы на воротах И стаи галок на крестах… (Пушкин А. С.) Как заметил Д.Э. Розенталь, «Отсутствие союзов придает высказыванию стремительность, насыщенность впечатлениями». Широко используются так называемые присоединительные конструкции, воспроизводящие устную речь в её живой непосредственности (добавление к основному высказыванию дополнительных сообщений, пояснений, возникающих в сознании не одновременно с основной мыслью, а лишь после того, как она сформировалась). Например: Вопрос о реорганизации производства решать надо, и побыстрее.Особая выразительность присуща парцелляции, понимаемой как членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы (после точки, вопросительного или восклицательного знака). Похожие материалы: Грамматическая характеристика Роль секундантов Характеристика различных составляющих культуры
Древнего Египта в период Древнего Царства |
Экспрессивный синтаксис. Экспрессивный синтаксис в
художественной литературе
Страница 2
О литературе » Выявление роли средств экспрессивного синтаксиса в текстах печатной рекламы » Экспрессивный синтаксис. Экспрессивный синтаксис в
художественной литературе